Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 3: Первые представления о решении тригонометрических уравнений
- Теория
Тема: Тригонометрические уравнения
Урок: Первые представления о решении тригонометрических уравнений
1. Тема урока, введение
Мы рассмотрим и решим простейшие тригонометрические уравнения вида
.
2. Решение уравнения вида sinx=a
Пример 1. Решить уравнение ![]()
Решение:
Решить уравнение – это найти множество всех значений
при каждом из которых
Это уравнение имеет решение, т.к. число
входит в множество значений синуса. На линии синусов отметим
проведем перпендикуляр до пересечения с окружностью и получим точки
(рис. 1). Только эти две точки имеют ординату

Полученным точкам соответствуют множества действительных чисел
![]()
Проиллюстрируем решение того же уравнения на графике.
Для того, чтобы решить уравнение
необходимо построить графики функций
и найти абсциссы точек их пересечения (рис. 2).

![]()
Ответ: ![]()
3. Решение уравнения вида cosx=a
Пример 2. Решить уравнение ![]()
Решение:
Число
значит, уравнение имеет решения.
Требуется найти множество всех
при каждом из которых ![]()
Отметим на линии косинусов точку
проведем перпендикуляр до пересечения с окружностью и получим две точки –
(рис. 3).

Полученным точкам соответствуют множества действительных чисел
![]()
Ответ: ![]()
Проиллюстрируем решение на графике функции (рис. 4).


![]()
Ответ: ![]()
4. Решение уравнения вида tgx=a
Пример 3. Решить уравнение ![]()
Решение:
На линии тангенсов отложим
Соединим эту точку с центром числовой окружности и получим две точки пересечения с окружностью –
(рис. 5).

Точке M соответствует множество чисел
Точке
соответствует множество чисел
Эти два множества чисел можно записать в виде ![]()
Проиллюстрируем решение на графике (рис. 6).


Ответ: ![]()
5. Решение уравнения вида ctgx=a
Пример 4. Решить уравнение ![]()
Решение:
Отметим на линии котангенсов точку
Соединим её с началом координат и получим на окружности две точки –
(рис. 7).

![]()
Возможна и другая запись: ![]()
Проиллюстрируем решение на графике (рис. 8).


Ответ: ![]()
6. Решение простейших тригонометрических уравнений
Рассмотрим часто встречающиеся простейшие уравнения:
a)
Рис. 9.

![]()
![]()
![]()
b) ![]()
![]()
![]()
![]()
7. Вывод, заключение
Мы решили простейшие тригонометрические уравнения с табличными значениями в правой части. В дальнейшем мы будем решать уравнения, в которых правая часть принимает не только табличные значения.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 22.1, 22.8, 22.17, 22.19.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).