Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 7: Арксинус и решение уравнения sin t =a
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема урока, введение
Мы узнали, что такое арксинус и теперь с его помощью решим уравнение при любом допустимом .
Решение задач
Задача 1. Решить уравнение
Решение:
значит, уравнение имеет решения.
Решим с помощью числовой окружности.
На линии синусов отметим точку Проведём перпендикуляр к линии синусов до пересечения с окружностью. Получим две точки на окружности – (рис. 1).
Выпишем множества действительных чисел, соответствующих точкам:
Возможна и иная форма записи:
Проиллюстрируем решение этого же уравнения на графике.
Необходимо построить графики функций и найти абсциссы точек их пересечения (рис. 2).
Ответ:
Решение уравнения sint=a в общем виде
Решим уравнение в общем виде.
Решение:
Отметим на линии синусов точку с координатой Проведем перпендикуляр к линии синусов до пересечения с окружностью и получим две точки на окружности – (рис. 3).
Точка соответствует множеству действительных чисел
Точка соответсвует множеству действительных чисел
Используем иную запись ответа
При четном, т.е. получаем формулу (1);
При нечетном, т.е. получаем формулу (2).
Ответ:
Частные случаи уравнения sint=a
Рассмотрим частные случаи решения тригонометрического уравнения
a)
b)
c)
Решение уравнений
Рассмотрим более сложные уравнения.
Задача 2. Решить уравнение
Решение:
Произведём замену переменной:
(не подходит);
Ответ:
Задача 3. Решить уравнение
Решение:
Воспользуемся основным тригонометрическим тождеством:
(не подходит).
Теперь решим уравнение (рис. 7).
Либо
Ответ:
Вывод, заключение
Мы рассмотрели решение уравнения для любого при этом использовали определение арксинуса.
На следующем уроке мы познакомимся с определением арктангенса.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 22.9 – 22.12.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).