Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 9: Арктангенс и решение уравнения tg x=a (продолжение)
- Теория
Тема: Тригонометрические уравнения
Урок: Арктангенс и решение уравнения tgx=a (продолжение)
1. Тема урока, введение
На этом уроке мы рассмотрим решение уравнения
для любого действительного
2. Решение уравнения tgx=√3
Задача 1. Решить уравнение ![]()
Решение:
Найдем решение с помощью графиков функций
(рис. 1).

Рассмотрим промежуток
На этом промежутке функция монотонна, значит,
достигается только при одном значении функции.
![]()
Ответ: ![]()
Решим это же уравнение с помощью числовой окружности (рис. 2).


Ответ: ![]()
3. Решение уравнения tgx=a в общем виде
Решим уравнение
в общем виде (рис. 3).

На промежутке
уравнение
имеет единственное решение ![]()
Наименьший положительный период ![]()
Ответ: ![]()
Проиллюстрируем на числовой окружности (рис. 4).

![]()
Ответ: ![]()
4. Решение задач
Задача 2. Решить уравнение ![]()
Решение:
Произведем замену переменной ![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 3. Решить систему: ![]()
Решение (рис. 5):


В точке
значение
поэтому решением системы является только точка
Ответ: ![]()
Задача 4. Решить уравнение ![]()
Решение:
Решим методом замены переменной: ![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 5. Найти число решений уравнения
на промежутке ![]()
Решение:
Решим задачу с помощью графика (рис. 6).

Уравнение имеет три решения на заданном промежутке.
Проиллюстрируем на числовой окружности (рис. 7), хотя это не так наглядно, как на графике.

Ответ: Три решения.
5. Вывод, заключение
Мы решали уравнение
для любого действительного
используя понятие арктангенс. На следующем уроке мы познакомимся с понятием арккотангенс.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 22.18, 22.21.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).