Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 10: Арккотангенс и решение уравнения ctg x=a
- Теория
График функции y=ctgt, понятие арккотангенса
Подробно рассмотрим построение графика функции
(рис. 1).

Функция монотонно убывает на промежутке
Также на этом промежутке функция принимает все свои значения от
до ![]()
Обратная задача имеет единственное решение. Задано значение функции – оно достигается при единственном значении аргумента на промежутке
.
Определение арккотангенса
Арккотангенс числа
– это такое число
котангенс которого равен ![]()
![]()
Например:
![]()
![]()
Арккотангенс на числовой окружности
Рассмотрим арккотангенс на тригонометрической окружности (рис. 2).

Пример: Найти по тригонометрической окружности следующие значения:
В каких пределах лежит значение ![]()


![]()
![]()
Решение задач
Проиллюстрируем важное свойство арккотангенса.
![]()
Пусть
Арккотангенс равен
если аргумент равен
Арккотангенс равен
когда аргумент равен
(рис. 3).

На графике мы видим, что ![]()
Например:
![]()
Задача 1.
a) Сравнить ![]()
Решение:
Проиллюстрируем решение на графике (рис. 4).

![]()
Обоснуем ответ. Сравним аргументы:
Но функция
убывает на промежутке
Значит, меньшему значению аргумента соответствует большее значение функции и ![]()
Ответ: ![]()
b) Оценить число ![]()
Решение (рис. 5).

![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 2. Проверить на конкретных примерах тождество:
![]()
Решение:
1. 
2. 
Задача 3. Вычислить ![]()
Решение:

Ответ![]()
Задача 4. Вычислить ![]()
Решение:

![]()
![]()

Проиллюстрируем решение на прямоугольном треугольнике.
Дан угол
Обозначим противолежащий катет
прилежащий катет
(рис. 6). По теореме Пифагора гипотенуза равна


Ответ:![]()
Задача 5. Вычислить ![]()
Решение:
![]()
![]()
Ответ: 2.
Вывод, заключение
Мы узнали, что такое арккотангенс. На следующем уроке мы решим с его помощью уравнение
для любых ![]()
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 21.32, 21.36, 21.48 (б, в).
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).