Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 12: Простейшие тригонометрические уравнения
- Теория
Тема: Тригонометрические уравнения
Урок: Простейшие тригонометрические уравнения
1. Тема урока, введение
Решение всех тригонометрических уравнений, как правило, сводится к решению простейших тригонометрических уравнений. Им и посвящен этот урок.
2. Решение уравнения cost=a, частные случаи
Вспомним решение уравнения
(рис. 1).
Если ![]()

![]()
![]()
![]()
Рассмотрим частные случаи уравнения ![]()
1. ![]()

2. ![]()

3. ![]()

3. Пример
Пример 1. Решить систему 
Решение (рис. 5):


не подходит, т.к.
Ответ: ![]()
4. Решение уравнения sint=a, частные случаи
Рассмотрим решение уравнения
(рис. 6).
Если ![]()

![]()
Рассмотрим частные случаи уравнения ![]()
1. ![]()

2. ![]()

3. ![]()

5. Пример
Пример 2. Решить систему 
Решение:
Произведём замену переменной: ![]()


![]()
![]()
не подходит, т.к. ![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
6. Решение уравнений tgt=a, ctgt=a
Рассмотрим решение уравнений ![]()
![]()
![]()
7. Пример
Пример 3: Решить систему ![]()
Решение (рис. 11).

![]()
![]()
не подходит, т.к. ![]()
Ответ: ![]()
8. Решение тригонометрических уравнений
Пример 4. Решить уравнение ![]()
Решение:
![]()
Введем новую переменную: ![]()
![]()
![]()
(не подходит);
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Пример 5. Решить уравнение ![]()
Решение:
Произведение равно нулю, если хотя бы один из множителей равен нулю, а второй существует.
![]()
![]()
Если
то
возникает противоречие.
![]()
![]()

Ответ: ![]()
9. Вывод, заключение
Мы рассмотрели решение простейших тригонометрических уравнений. На следующем уроке мы перейдем к преобразованию тригонометрических выражений.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№22.25, 22.27, 22.30, 22.31.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).