Математика
Тема 9: Тригонометрические уравнения. Профильный уровеньУрок 11: Арккотангенс и решение уравнения ctg x=a (продолжение)
- Теория
Тема: Тригонометрические уравнения
Урок: Арккотангенс и решение уравнения ctgx=a (продолжение)
1. Решение уравнения ctgt=√3
Мы познакомились с понятием арккотангенса. Решим уравнение
для любого действительного
.
Пример 1. Решить уравнение ![]()
Решение:

При
существует единственное решение ![]()
наименьший положительный период котангенса.
![]()
Рассмотрим решение того же уравнения на числовой окружности (рис. 2).


![]()
Ответ: ![]()
2. Решение уравнения ctgt=a в общем виде
Решим уравнение
в общем виде.

![]()
Ответ: ![]()
3. Решение задач
Пример 2. Решить уравнение ![]()
Решение:
Произведём замену переменной: ![]()
![]()
![]()
![]()
Проиллюстрируем на числовой окружности (рис. 4).

![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Пример 3. Решить систему ![]()
Решение:

![]()
![]()
не подходит, т.к.
Ответ: ![]()
Пример 4. Решить уравнение ![]()
Решение:


![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
Пример 5. Найти число решений уравнения
на отрезке ![]()
Решение:

Уравнение имеет три решения на заданном отрезке.
Проиллюстрируем еще и на координатной прямой (рис. 7).

Ответ: Три решения.
Пример 6.Решить уравнение
Указать наименьшее положительное и наибольшее отрицательное решения.
Решение:
![]()
![]()

![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
4. Вывод, заключение
Мы решили уравнение
в общем виде и рассмотрели примеры решения различных уравнений с котангенсом.
Ранее мы решали уравнения
C помощью этих простейших уравнений решаются многие тригонометрические уравнения. К их рассмотрению и изучению мы перейдем на следующем уроке.
Список литературы
1. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Учебник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2009.
2. Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред. А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
3. Виленкин Н.Я., Ивашев-Мусатов О.С., Шварцбурд С.И. Алгебра и математический анализ для 10 класса (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубленным изучением математики).-М.: Просвещение, 1996.
4. Галицкий М.Л., Мошкович М.М., Шварцбурд С.И. Углубленное изучение алгебры и математического анализа.-М.: Просвещение, 1997.
5. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы (под ред. М.И.Сканави).-М.:Высшая школа, 1992.
6. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир М.С. Алгебраический тренажер.-К.: А.С.К., 1997.
7. Саакян С.М., Гольдман А.М., Денисов Д.В. Задачи по алгебре и началам анализа (пособие для учащихся 10-11 классов общеобразов. учреждений).-М.: Просвещение, 2003.
8. Карп А.П. Сборник задач по алгебре и началам анализа : учеб. пособие для 10-11 кл. с углубл. изуч. математики.-М.: Просвещение, 2006.
Домашнее задание
Алгебра и начала анализа, 10 класс (в двух частях). Задачник для общеобразовательных учреждений (профильный уровень) под ред.
А. Г. Мордковича. –М.: Мнемозина, 2007.
№№ 22.20, 22.24.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Математика (Источник).
2. Интернет-портал Problems.ru (Источник).
3. Образовательный портал для подготовки к экзаменам (Источник).