Математика
Тема 13: Метод координат в пространстве. Профильный уровеньУрок 4: Скалярное произведение векторов. Профильный уровень
- Видео
- Тренажер
- Теория
Длина вектора. Расстояние между точками
Мы продолжаем расширять модель вектора для трехмерного пространства. На прошлом уроке мы рассмотрели определение вектора с использованием двух подходов (геометрического и алгебраического), ввели основные операции (сложение и вычитание векторов, умножение вектора на число), рассмотрели некоторые свойства.
Также мы определили длину вектора как длину соответствующего отрезка с использованием теоремы Пифагора: длина вектора равна корню из суммы квадратов его координат (утверждение остается верным, независимо от количества этих самых координат) (см. рис. 1):
Рис. 1. Вектор
Если вектор задан координатами начала и конца, то его собственные координаты находятся как разности координат этих точек (см. рис. 2):
Рис. 2. Вектор
Таким образом, формула длины вектора через его координаты эквивалентна утверждению, что расстояние между двумя точками находится как корень из суммы квадратов попарных разностей их координат:
Для трехмерного пространства ситуация повторяется абсолютно. Т. к. длина вектора – это длина диагонали прямоугольного параллелепипеда с измерениями, равными координатам вектора, то его длина находится как корень квадратный из суммы квадратов его координат (см. рис. 3):
Рис. 3. Вектор
Если две точки заданы своими координатами, то мы можем их рассматривать как начало и конец вектора (см. рис. 4):
Тогда мы можем найти координаты вектора и его длину, т. е. расстояние между точками:
Рис. 4. Вектор
Скалярное произведение векторов
Вспомним задачу о нахождении работы силы по перемещению объекта.
Задача 1. Мальчик тащит санки за веревку по горизонтальной поверхности. Чему равна работа силы натяжения по перемещению санок (см. рис. 5)?
Рис. 5. Иллюстрация к задаче 1
Решение
Если мы умножим силу на расстояние, то ответ будет верным только в том случае, если веревка натянута строго горизонтально, т. е. векторы силы и перемещения сонаправлены (см. рис. 6).
Рис. 6. Иллюстрация к задаче 1
Если же веревка натянута под углом, то за перемещение отвечает не сама сила, а ее проекция на вектор перемещения (грубо говоря, помогает тянуть нам только та часть силы, которая действует вдоль перемещения, она и совершает работу) (см. рис. 7):
Рис. 7. Иллюстрация к задаче 1
Длина проекции равна длине вектора силы, умноженной на косинус угла между силой и перемещением (см. рис. 8):
Рис. 8. Иллюстрация к задаче 1
Тогда:
Ответ: .
Рассуждая таким образом, в планиметрии мы ввели понятие скалярного произведения двух векторов. Произведение двух векторов равно произведению модуля одного вектора на проекцию второго вектора на первый (см. рис. 9):
Рис. 9. Векторы и
Если нам известны длины векторов и угол между ними, то формула для вычисления скалярного произведения имеет вид:
Часто для обозначения модуля вектора используют просто букву , подчеркивая, что длина вектора и длина соответствующего отрезка – это одно и то же:
Результатом скалярного произведения является число. В примере с санками – это работа силы, величина скалярная. Очевидно, для скалярного произведения справедлив переместительный закон (если поменять местами сомножители, то результат не изменится):
Все вышесказанное нам известно из планиметрии. Если мы возьмем два вектора в пространстве и совместим их начала, то они будут лежать в одной плоскости (см. рис. 10).
Рис 10. Векторы и лежат в одной плоскости
Следовательно, для них будет справедливо то же самое определение скалярного произведения:
Физический смысл скалярного произведения остается тем же самым.
Разница появляется только в описании через координаты, т. к. в планиметрии у вектора две координаты, а в пространстве – три:
Произведение вектора на себя называют скалярным квадратом. Подставим его в формулу скалярного произведения:
Таким образом, скалярный квадрат вектора равен квадрату его длины.
Скалярное произведение в координатах
Если вектор задан координатами, то мы можем найти его скалярный квадрат, так как уже умеем искать его длину:
Итак, скалярный квадрат вектора равен сумме квадратов его координат:
Рассмотрим теперь, как выражается скалярное произведение двух произвольных векторов через их координаты. Мы это уже делали в планиметрии, и результат будет аналогичным. Тем не менее повторим эти рассуждения.
Пусть два вектора, и не коллинеарны. Совместим их в общее начало. Построим вектор (см. рис. 11).
Рис. 11. Вектор
По теореме косинусов имеем:
Если векторы коллинеарны, то данное равенство окажется верным и для него. Таким образом, дальнейшие рассуждения верны для любой пары векторов.
Выражение – это скалярное произведение векторов. Тогда имеем:
Выразим скалярное произведение:
В правой части равенства у нас только скалярные квадраты векторов. Мы умеем находить их через координаты. Сделаем это:
Упростим выражение и получим:
Итак, мы получили формулу, знакомую нам из планиметрии: скалярное произведение векторов равно сумме попарных произведений их соответствующих координат.
Если в формулу скалярного произведения подставить один и тот же вектор , то получим знакомую уже формулу скалярного квадрата.
Итак, повторим:
1. С геометрической точки зрения скалярное произведение двух векторов равно произведению их длин на косинус угла между ними:
2. С алгебраической точки зрения скалярное произведение равно сумме попарных произведений их соответствующих координат:
Теперь мы можем сформулировать основные свойства скалярного произведения:
, причем , при . Оно непосредственно следует из того:
Переместительный закон, который следует как из геометрической, так и из алгебраической интерпретации произведения:
Распределительный закон, который следует из координатной формы записи скалярного произведения:
Сочетательный закон, который очень легко доказать, используя как геометрическую, так и координатную формы скалярного произведения (сделайте это самостоятельно):
В самом деле: в формуле для вычисления скалярного произведения фигурирует косинус угла между векторами. Т. к. данный угол может принимать значения только от до , то единственное значение, при котором косинус равен , это .
Угол между векторами
Если мы знаем длины векторов и угол между ними, то мы можем найти скалярное произведение по формуле:
Пример. Найти скалярное произведение двух векторов, длины которых равны и , а угол равен .
Решение
:
Вспоминаем: если сила и перемещение сонаправлены, то работа силы (которая и равна скалярному произведению векторов силы и перемещения) максимальна и равна произведению их модулей.
:
Как только веревка санок поднимается, проекция силы на перемещение уменьшается, уменьшается и работа силы. В данном случае в два раза.
:
Если сила направлена вертикально вверх, то работа такой силы по перемещению санок равна нулю.
:
Веревка направлена вверх и назад, горизонтальная проекция силы препятствует движению, работа отрицательна.
:
Сила направлена прямо противоположно перемещению. Работа отрицательна и максимальна по модулю (мы мешали движению как могли сильно) (см. рис. 12).
Рис. 12. Иллюстрация к примеру
Ответ: .
Задача может быть и обратной. Известны длины векторов и скалярное произведение. Тогда мы можем найти угол между векторами. В самом деле:
Тогда:
Эта формула позволяет найти угол между векторами. Проблема в том, что если длина векторов часто может быть известна из постановки задачи, то скалярное произведение вряд ли. Другое дело, если нам известны координаты векторов. Тогда мы можем найти и их длины, и их скалярное произведение.
Задача 2. Найти угол между ребром куба и диагональю.
Решение
В силу симметрии куба не важно, между каким ребром и диагональю искать угол.
Найдем угол между ребром и диагональю , а для этого рассмотрим соответствующие векторы. Свяжем с кубом систему координат так, чтобы точка совместилась с началом координат (см. рис. 13).
Рис. 13. Иллюстрация к задаче 2
Координаты вектора , координаты вектора . Найдем косинус угла между векторами:
Найдем угол:
Ответ: .
Рассмотрим еще одну задачу на применение скалярного произведения, а более подробно сделаем это уже на практическом уроке.
Задача 3. Доказать, что четыре точки являются вершинами квадрата (см. рис. 14). Найти его площадь:
Рис. 14. Иллюстрация к задаче 3
Решение
Для начала докажем, что данный четырехугольник – параллелограмм. Рассмотрим векторы противоположных сторон:
Векторы противоположных сторон равны, следовательно, они имеют равную длину и параллельны. Но это признак параллелограмма.
Осталось показать, что смежные стороны перпендикулярны. Найдем координаты вектора:
Перемножим векторы и :
Скалярное произведение векторов равно нулю, следовательно, векторы перпендикулярны.
Осталось найти площадь. Перемножим длины смежных сторон:
Ответ: .
Список литературы
- Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11класс. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”».
- Мордкович А.Г., Смирнова И.М. Математика. Базовый уровень. 11 класс. Учебник. – ООО «ИОЦ МНЕМОЗИНА».
- Погорелов А.В. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 класс. Базовый и углубленный уровни. Учебник. – АО «Издательство “Просвещение”».
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Найти длину вектора , если и .
- Даны векторы и . Найти значение , при котором .
- Доказать, что четырехугольник с вершинами есть параллелограмм.