Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 1: Понятие корня n-ой степени из действительного числа
- Видео
- Тренажер
- Теория
Понятие и определение квадратного корня из натурального числа
Мы довольно долго не знали, что такое корень n-ой степени из действительного числа, и умели обходиться без этого понятия, но потом появились случаи, в которых обойтись без него уже невозможно.
Рассмотрим несколько простейших примеров.
Пример 1:
Решение:
Способ 1, аналитический. Перенесем все члены в левую часть уравнения так, чтобы справа остался : . Далее разложим на множители: .
Каждый множитель приравниваем к нулю:
Получаем ответ:
Способ 2, графический. Построим кривую и прямую (рис. 1). Получим и в точках пересечения графиков.
Ответ. , .
Для решения этой задачи нам не потребовалось никаких новых методов.
Пример 2:
Решение:
Способ 1. . Разложим на множители: . Каждый множитель приравниваем к нулю:
Получаем ответ:
Способ 2, графический. Построим график для системы (рис. 2), где первое уравнение – левая часть заданного выражения (), второе – правая ():
Ответами будут точки пересечения графиков, т. е. и .
Ответ: , .
После решения двух задач нужды в новом слове не обнаружено.
Пример 3: x2=3
Решение:
Способ 1, аналитический. . Пытаемся разложить на множители, но ничего не выходит. Попробуем другой способ.
Способ 2, графический. Построим график для системы (рис. 3), где первое уравнение – левая часть заданного выражения (), второе – правая ():
Видим, что графики пересекаются, а значит, ответы все же есть. Назовем их корень квадратный из 3 и минус корень квадратный из 3:
Ответ: ,
Определение:
Квадратный корень из трех – это иррациональное число, приближенное к десятичной дроби (). Так как , в дальнейшем будем считать его арифметическим корнем.
Теперь нам нужно определить корень n-ой степени из действительного числа.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 4: , где ,
Уравнение имеет 2 корня: и .
Понятие и определение корня четной степени из неотрицательного числа
Определение:
Корнем n-ой степени из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число a.
Т. е. если , то . Из этого следует тождество .
Напомним, что у любой функции, в том числе и у данной, есть 2 задачи: прямая (по данному х найти у) и обратная (по данному у, в данном случае равному а, найти х). Если значение а положительное и n четное, то значение у достигается при двух значениях аргумента – положительном и отрицательном. Положительное значение аргумента называется корнем n-ной степени из а, или арифметическим корнем n-ной степени из а.
Перейдем к нечетным степеням. Начнем с .
Свойства функции (рис. 5) отличаются от предыдущих. Напомним, что функция нечетная, график ее симметричен относительно начала координат; она принимает все значения от до , а значит, любое свое значение у принимает при единственном значении х. Например, ; ; ; ; . По графику функции (рис. 5) находим решения.
Итак, уравнение имеет единственный корень. Если этот корень неотрицательный, он называется арифметическим корнем, в противном случае – минус арифметическим корнем.
Если n – любое нечетное число, график функции имеет тот же вид и те же свойства, что и : функция нечетная, график симметричен относительно начала координат, область значений от до , любое значение, в том числе и отрицательное, функция принимает при единственном значении аргумента.
Понятие и определение корня нечетной степени из отрицательного числа
Определение:
Корнем нечетной степени из отрицательного числа а при называют такое отрицательное число, которое, будучи возведено в степень n, дает в результате число а. Например, т. к. ; т. к. ; т. к.
Понятие корня n-ой степени из действительного числа позволяет уверенно решать степенные уравнения.
Решение примеров
Пример 5: решить уравнение ;
Решение. т. к. степень функции четная (рис. 6)
Ответ. .
Пример 6:решить уравнение ;
Решение. т. к. степень функции нечетная (рис. 7);
Ответ. .
Доказательство иррациональности числа
В заключение повторим доказательство того, что – иррациональное число. Используем метод от противного. Предположим, что , где – несократимая дробь (такая как или ). Тогда . Обе части выражения – неотрицательные числа. Возведем их в квадрат: . Правая часть уравнения делится на 2, а значит, и левая часть уравнения (т. е. m) тоже обязательно должна делиться на 2, a – на 4. Тогда тоже делится на 4, а n – на 2. Из этого следует, что дробь не является несократимой, ее числитель и знаменатель делятся на 2. А это противоречит нашему предположению. Следовательно, – иррациональное число.
На данном уроке мы узнали, что такое корень n-ной степени из действительного числа, и научились использовать его на практике.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение: № 383, 385, 389, 394, 396, 404.
- Решите уравнение: а) , б) , в) .
- Вычислите: а) б) .