Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 1: Понятие корня n-ой степени из действительного числа
- Теория
Понятие и определение квадратного корня из натурального числа
Мы довольно долго не знали, что такое корень n-ой степени из действительного числа, и умели обходиться без этого понятия, но потом появились случаи, в которых обойтись без него уже невозможно.
Рассмотрим несколько простейших примеров.
Пример 1: ![]()
Решение:
Способ 1, аналитический. Перенесем все члены в левую часть уравнения так, чтобы справа остался
:
. Далее разложим на множители:
.
Каждый множитель приравниваем к нулю:
![]()
Получаем ответ:
![]()
Способ 2, графический. Построим кривую
и прямую
(рис. 1). Получим
и
в точках пересечения графиков.

Рис. 1. График уравнений
и ![]()
Ответ.
,
.
Для решения этой задачи нам не потребовалось никаких новых методов.
Пример 2: ![]()
Решение:
Способ 1.
. Разложим на множители:
. Каждый множитель приравниваем к нулю:
![]()
Получаем ответ:
![]()
Способ 2, графический. Построим график для системы (рис. 2), где первое уравнение – левая часть заданного выражения (
), второе – правая (
):
![]()
Ответами будут точки пересечения графиков, т. е.
и
.

Рис. 2. График уравнений
и ![]()
Ответ:
,
.
После решения двух задач нужды в новом слове не обнаружено.
Пример 3: x2=3
Решение:
Способ 1, аналитический.
. Пытаемся разложить на множители, но ничего не выходит. Попробуем другой способ.
Способ 2, графический. Построим график для системы (рис. 3), где первое уравнение – левая часть заданного выражения (
), второе – правая (
):
![]()

Рис. 3. График уравнений
и ![]()
Видим, что графики пересекаются, а значит, ответы все же есть. Назовем их корень квадратный из 3 и минус корень квадратный из 3:
![]()
Ответ:
, ![]()
Определение:
Квадратный корень из трех – это иррациональное число, приближенное к десятичной дроби (
). Так как
, в дальнейшем будем считать его арифметическим корнем.
Теперь нам нужно определить корень n-ой степени из действительного числа.
Рассмотрим еще один пример.
Пример 4:
, где
, ![]()

Рис. 4. График функций
и ![]()
Уравнение имеет 2 корня:
и
.
Понятие и определение корня четной степени из неотрицательного числа
Определение:
Корнем n-ой степени из неотрицательного числа а называют такое неотрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число a.
Т. е. если
, то
. Из этого следует тождество
.
Напомним, что у любой функции, в том числе и у данной, есть 2 задачи: прямая (по данному х найти у) и обратная (по данному у, в данном случае равному а, найти х). Если значение а положительное и n четное, то значение у достигается при двух значениях аргумента – положительном и отрицательном. Положительное значение аргумента называется корнем n-ной степени из а, или арифметическим корнем n-ной степени из а.
Перейдем к нечетным степеням. Начнем с
.

Рис. 5. График функции
, где ![]()
Свойства функции
(рис. 5) отличаются от предыдущих. Напомним, что функция нечетная, график ее симметричен относительно начала координат; она принимает все значения от
до
, а значит, любое свое значение у принимает при единственном значении х. Например,
;
;
;
;
. По графику функции (рис. 5) находим решения.
Итак, уравнение
имеет единственный корень. Если этот корень неотрицательный, он называется арифметическим корнем, в противном случае – минус арифметическим корнем.
Если n – любое нечетное число, график функции
имеет тот же вид и те же свойства, что и
: функция нечетная, график симметричен относительно начала координат, область значений от
до
, любое значение, в том числе и отрицательное, функция принимает при единственном значении аргумента.
Понятие и определение корня нечетной степени из отрицательного числа
Определение:
Корнем нечетной степени из отрицательного числа а при
называют такое отрицательное число, которое, будучи возведено в степень n, дает в результате число а. Например,
т. к.
;
т. к.
;
т. к. ![]()
Понятие корня n-ой степени из действительного числа позволяет уверенно решать степенные уравнения.
Решение примеров
Пример 5: решить уравнение
;
Решение.
т. к. степень функции четная (рис. 6)
Ответ.
.

Рис. 6. График функций
и ![]()
Пример 6:решить уравнение
;
Решение.
т. к. степень функции нечетная (рис. 7);
Ответ.
.

Рис. 7. Функции
и ![]()
Доказательство иррациональности числа 
В заключение повторим доказательство того, что
– иррациональное число. Используем метод от противного. Предположим, что
, где
– несократимая дробь (такая как
или
). Тогда
. Обе части выражения – неотрицательные числа. Возведем их в квадрат:
. Правая часть уравнения делится на 2, а значит, и левая часть уравнения (т. е. m) тоже обязательно должна делиться на 2, a
– на 4. Тогда
тоже делится на 4, а n – на 2. Из этого следует, что дробь
не является несократимой, ее числитель и знаменатель делятся на 2. А это противоречит нашему предположению. Следовательно,
– иррациональное число.
На данном уроке мы узнали, что такое корень n-ной степени из действительного числа, и научились использовать его на практике.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение: № 383, 385, 389, 394, 396, 404.
- Решите уравнение: а)
, б)
, в)
. - Вычислите: а)
б)
.