Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 2: Корни n-й степени из действительного числа. Задачи
- Теория
1. Определения корня n-й степени для четного и нечетного n
Напомним и прокомментируем основные определения.
Определение:
Корнем n-ой степени из неотрицательного числа а при четном n называют такое неотрицательное число, которое при возведении в степень n дает в результате число a.
, где
, ![]()

Рис. 1. График функций
и ![]()
Уравнение имеет 2 корня:
и
.
Данная функция, как и любая другая, преследует две задачи. Прямая задача: по заданному значению х, подставив его в функцию, найти значение у. Обратная задача: по заданному значению у (у только неотрицательное) определить значение х, при этом получаем два корня, один из которых неотрицательный и носит название арифметического корня.
Напомним важное тождество: ![]()
Рассмотрим примеры:
1.
, т. к.
; 2. ![]()
Мы рассмотрели корень четной степени из действительного числа, и в этом случае подкоренное число а обязано быть неотрицательным. Но оно может быть отрицательным в том случае, если степень корня нечетная.
Определение:
Корнем нечетной степени из отрицательного числа а при
называют такое отрицательное число, которое, будучи возведено в степень n, дает в результате число а.

Рис. 2. График функции
, где ![]()
Данная функция
имеет единственное решение, то есть достигает любого своего значения при единственном значении аргумента, причем если значение функции отрицательное, то и соответствующее ему значение аргумента тоже отрицательное, и наоборот, положительному значению функции соответствует положительное значение аргумента.
![]()
Рассмотрим примеры:
, т. к.
; 2.
, т. к.
;
2. Следствия из определений
Рассмотрим важные следствия из определений.
Следствие 1:
Корень четной степени неотрицателен и существует только от неотрицательного числа.
![]()
Примеры:
, т. к.
; 2.
не существует, т. к.
; 3.
, нет решений, т. к. поскольку существует выражение
, то оно неотрицательное; 4.
, т. к.
;
Следствие 2:
Корень нечетной степени существует для любого действительного числа а
.
![]()
Примеры:
, т. к.
; 2.
, т. к.
; 3.
, т. к.
;
3. Определение иррационального уравнения, простейшие примеры
Рассмотренные определения и следствия применяются при решении различных задач, в том числе иррациональных уравнений.
Определение:
Уравнение, в котором под знаком корня содержится неизвестное, называется иррациональным.
Примеры:
1.
,
,
; ответ:
;
2.
; ответ:
;
3. ![]()
![]()
![]()
ответ: ![]()
4.
; ответ: ![]()
Рассмотрим более сложные выражения, а именно уравнения вида
. Чтобы решать подобные уравнения, нужно обе части возводить в квадрат, но для этого нужно выполнение некоторых условий и соблюдение ограничений. Значение квадратного корня должно быть неотрицательным, отсюда
. Подкоренное выражение также должно быть неотрицательно, т. е.
. После преобразования получаем ![]()
Исходя из последнего равенства выражение
в эквивалентной системе излишне, таким образом, получаем эквивалентную для уравнения
систему:
![]()
Получили смешанную систему, состоящую из уравнения и неравенства. В подобных случаях решать неравенство необязательно, достаточно решить уравнение и его корни проверить по первому условию (неравенству).
Пример:
![]()
Решим первым способом, то есть с помощью эквивалентной системы:
![]()
Преобразуем уравнение:
![]()
Решим квадратное уравнение, например с помощью теоремы Виета, получаем:
![]()
Согласно первому условию отбрасываем лишний корень, получаем ответ
.
Решим вторым способом, возведем обе части в квадрат, не накладывая никаких дополнительных условий:
![]()
Получили квадратное уравнение:
![]()
Корни данного уравнения мы уже определили:
![]()
Выполним проверку, подставив каждый корень в исходное уравнение:
![]()
Квадратный корень не может иметь отрицательное значение, значит, корень
не подходит, не является решением заданного уравнения.
![]()
Получили ответ: ![]()
Выполним небольшой анализ, чтобы в дальнейшем предостеречься от типовых ошибок.
а)
, т. е. из равенства квадратов чисел еще не следует равенство самих чисел;
б)
, т. е. из равенства квадратов не всегда следует равенство исходных чисел;
Вывод: после возведения в квадрат и решения иррационального уравнения, необходимо выполнить проверку подстановкой полученных корней в исходное уравнение.
4. Решение более сложных иррациональных уравнений
Пример:
![]()
Решаем первым способом:
![]()
Преобразуем уравнение:
![]()
Решим квадратное уравнение, например с помощью теоремы Виета, получаем:
![]()
Согласно первому условию отбрасываем лишний корень, получаем ответ
.
Рассмотрим пример уравнения на корень нечетной степени:
![]()
Возводим обе части в куб:
![]()
Разложим выражение на множители:
7x(х2 - 1) = 7х(х - 1)(х + 1) = 0
Приравняв каждый множитель к нулю, получаем корни заданного уравнения:
,
, ![]()
Итак, на данном уроке мы повторили определения для корня n-ой степени из действительного числа, решили некоторые задачи и уравнения. На следующем уроке мы ознакомимся с функциями
.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1) Определите знак разности:
а)
; б)
; в)
; г) ![]()
2) Найдите ошибку в рассуждениях:
а)
; б) ![]()
3) Решите уравнения:
а)
; б)
; в) ![]()