Математика

Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровень

Урок 9: Преобразование выражений, содержащих радикалы; задачи

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Повторение теоретических фактов

 

Повторим некоторые теоретические положения.

 

Определение:

Корнем n-й степени из неотрицательного числа а называется такое неотрицательное число b, которое при возведении в степень n дает число а.

Приведем математическую запись определения:

Например: , т. к. ; , т. к. ,

Напомним, что арифметическим корнем называется неотрицательный корень. В нашем случае  – отрицательное число, но  – положительное, таким образом,  – это арифметический корень.

Вспомним основные свойства арифметических корней:

 при

, при  (теорема 1);

, при  (теорема 2);

, при  (теорема 3);

, при  (теорема 4);

 при  (теорема 5);

 

Упрощение выражений, примеры

 

 

При решении задач мы пользуемся определением и свойствами корня n-й степени.

 

Пример 1 – упростить и выполнить действия:

В результате преобразования получили выражение:

Мы видим основной принцип решения подобных задач: если под корнем стоит составное число, нужно разложить его на простые множители, и тогда, возможно, будет легко заметить решение задачи.

Пример 2:

Разложим составное число 486 на простые множители:

В результате преобразований получаем:

Пример 3 – выполнить умножение при :

Очевидно, что для решения данного задания необходимо применить формулу сокращенного умножения, а именно:  – формула разности квадратов.

В нашем случае , , получаем:

Пример 4 – выполнить умножение:

В данном случае нужно заметить другую формулу сокращенного умножения:  – сумма кубов;

В нашем случае , , получаем:

Комментарий: поскольку в заданном примере переменные х и у стояли под квадратным корнем, то они неотрицательны, значит, имеем право снять модуль.

 

Сокращение дробей, примеры

 

 

Одной из типовых задач является задача на сокращение дробей.

 

Пример 5 – сократить дробь:

Отметим некоторые ограничения. Для того чтобы существовали заданные корни, необходимо выполнение условий: . Для того чтобы существовала дробь: .

Преобразуем числитель дроби:

Таким образом, заданную дробь можно записать в следующем виде:

Поскольку мы заранее оговорили, что знаменатель не равен нулю, т. е. , имеем право сократить дробь:

Пример 6:

В данном случае также нужно воспользоваться формулой сокращенного умножения.

Таким образом, заданную дробь можно записать в следующем виде:

Чтобы иметь право сократить дробь, оговорим, что знаменатель ее не должен быть равен нулю, для этого х и у не должны одновременно быть равны нулю, тогда получаем ответ:

 

Преобразование сложных корней к простому виду

 

 

Пример 7 – преобразовать выражение к виду :

 

Внесем двойку под кубический корень:

Согласно теореме о взятии корня из корня, перемножим показатели корней:

Согласно теореме о корне из произведения, получим:

Пример 8:

Постепенно вносим множители под знак внутреннего корня и перемножаем показатели корней:

Пример 9 – упростить выражение:

Представим все составные числа в виде простых чисел:

В результате преобразований получили выражение:

 

Решение более сложных примеров

 

 

Пример 10 – вычислить:

 

В знаменателе стоит выражение, распишем его по формуле квадрата разности:

После преобразования получаем дробь:

Вынесем в знаменателе минус за знак дроби:

Итак, мы вспомнили основные теоретические факты о корнях n-й степени и научились решать некоторые типовые задачи с радикалами. Мы решили много различных примеров, на следующем уроке мы продолжим изучение данной темы.

 

Список литературы

  1. Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
  2. Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
  3. Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

  1. Yaklass.ru (Источник).
  2. Nado5.ru (Источник).
  3. School.xvatit.com (Источник).

 

Домашнее задание

1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, №408,409,415;

2. Выполнить действия:

2;

(34+22)2;

 

Видеоурок: Преобразование выражений, содержащих радикалы; задачи по предмету Алгебра за 11 класс.