Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 11: Обобщение понятия о показателе степени - начальные сведения
- Теория
1. Определение и свойства степени с натуральным показателем
Чтобы обобщить понятие о показателе степени, вспомним, что такое степень.
– степень с натуральным показателем, здесь а – основание степени, n – показатель степени;
n штук
Кроме того, напомним, что:
и
;
Выражение
не существует.
![]()
Основные свойства степеней:
1.
;
Для того чтобы умножить степени с одинаковым основанием, нужно сложить их показатели, основание оставить тем же самым.
2.
;
Можно разделить степени с одинаковым основанием, для этого их показатели нужно вычесть, а основание оставить тем же самым;
3.
;
Для того чтобы степень возвести в степень, нужно перемножить показатели степени, основание оставить без изменений.
4.
;
При умножении степеней с одинаковым показателем, нужно перемножить основания и возвести результат в исходную степень;
5.
;
2. Основные числовые множества, числовой ряд
Чтобы разделить степени с одинаковыми показателями, нужно разделить основания и возвести результат в исходную степень;
Напомним основные числовые множества:
– натуральные числа;
– целые числа;
– рациональные числа;
Числа, которые не могут быть представлены в виде дроби
, назвали иррациональными, например
. Если к множеству рациональных чисел прибавить множество иррациональных чисел, получим множество действительных чисел
– действительные числа;
Напомним связь между множеством действительных чисел и числовой осью. Между множеством действительных чисел и множеством точек числовой оси существует взаимооднозначное соответствие. То есть, если мы говорим, что есть число
, то ему на оси соответствует единственная точка. Точно так же каждой точке соответствует единственное действительное число.
![]()
Рис. 1. Числовая ось
3. Степень с положительным рациональным показателем, примеры
Определение:
Степенью неотрицательного числа а с рациональным положительным показателем
называется число ![]()
![]()
Например: ![]()
Пример 1 – вычислить:
![]()
Пример 2 – вычислить:
![]()
Пример 3 – вычислить:
![]()
Пример 4 – представить в виде степени:
![]()
Пример 5 – представить в виде степени:
![]()
Пример 6 – представить в виде степени:
![]()
Пример 7 – представить в виде степени:
![]()
4. Степень с отрицательным рациональным показателем, примеры
Определение:
Степенью положительного числа а с рациональным отрицательным показателем
называется число
.
![]()
Например: ![]()
Пример 8 – вычислить:
![]()
Пример 9 – вычислить:
![]()
Пример 10 – вычислить:
![]()
5. Типовые ошибки и важные факты
Обратим внимание на типовую ошибку. Вычислить:
![]()
Ответ: не существует
Пояснение:
– выражение 1;
Данное равенство неверно, так как наше определение не должно противоречить определениям, данным ранее, например основному свойству дроби:
– выражение 2;
Из выражений 1 и 2 получили
, неверное числовое равенство.
Запомним:
определено только при
.
6. Типовые задачи на область определения функции
Пример 11 – построить графики функций:
![]()
График первой функции нам известен, он проходит через три фиксированные точки: (0;0), (1;1) и (-1;-1), область определения
.
График второй функции по определению соответствует графику функции
при
.
Отличие заданных функций наглядно продемонстрировано на графиках 2 и 3.

Рис. 2. График функции ![]()

Рис. 3. График функции ![]()
Пример 12 – найти область определения выражения:
![]()
По определению положительного рационального показателя степени:
![]()
![]()
По определению отрицательного рационального показателя степени:
![]()
![]()
По определению положительного рационального показателя степени:
![]()
![]()
По определению отрицательного рационального показателя степени:
![]()
Итак, мы рассмотрели понятие степени с рациональным показателем, дали важные определения. На следующем уроке мы рассмотрим свойства таких степеней.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
1. Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А.Н. Колмогоров, А.М. Абрамов, Ю.П. Дудницын) 1990, № 430, 431, 436, 437;
2. Вычислить:
а)
; б)
; в)
; г)
; д)
; е)
; ж)
; з) ![]()
3. Вычислить:
а)
; б)
; в)
; г) ![]()