Математика
Тема 9: Степени и корни. Степенные функции. Профильный уровеньУрок 12: Степень с рациональным показателем. Простейшие задачи
- Теория
Рациональные числа, степень с рациональным показателем
Напомним, что такое множество рациональных чисел.
– рациональные числа.
Каждая дробь может быть представлена в десятичном виде, например
:
![]()

![]()
Итак, рациональное число может быть представлено как бесконечная десятичная дробь с периодом.
Напомним определение: для
выполняется равенство:
![]()
![]()
Например:
;
;
(нужно перевести бесконечную периодическую дробь в обыкновенную).
Свойства степени с рациональным показателем, доказательства
Рассмотрим свойства степени с рациональным показателем, они аналогичны свойствам степени с натуральным показателем, здесь s и r – рациональные числа:
1.
.
Для того чтобы умножить степени с одинаковым основанием, нужно сложить их показатели, основание оставить без изменений.
2.
.
Можно разделить степени с одинаковым основанием, для этого их показатели нужно вычесть, а основание оставить без изменений.
3.
.
Для того чтобы степень возвести в степень, нужно перемножить показатели степени, основание оставить без изменений.
4.
.
При умножении степеней с одинаковым показателем, нужно перемножить основания и возвести результат в исходную степень.
5.
.
Чтобы разделить степени с одинаковыми показателями, нужно разделить основания и возвести результат в исходную степень.
Вышеперечисленные свойства справедливы для любых рациональных показателей. Докажем первое свойство:
![]()
Доказательство:
s и r – рациональные числа,
,
,
.
Приведем корни к одинаковому показателю:
.
Преобразуем полученное выражение согласно свойствам корня:
.
По определению степени с рациональным показателем:
.
Согласно свойствам степени:
.
Итак, получили:
.
Докажем третье свойство:
![]()
Доказательство:
s и r – рациональные числа,
,
,
.
Схема доказательства стандартная: от степеней перейти к корням, выполнить преобразования с корнями и вернуться к степеням.

Остальные свойства доказываются аналогично.
Решение типовых задач
Перейдем к решению типовых задач.
Пример 1 – имеет ли смысл выражение:
а) ![]()
Ответ: нет.
б) ![]()
Ответ: да (
).
в) ![]()
Ответ: да, т. к. -4 – целое число (
).
г) ![]()
Ответ: нет.
Пример 2 – вычислить:
![]()
Рассмотрим слагаемые отдельно:
![]()
![]()
.
Получаем:
.
Пример 3 – упростить выражение:
![]()
Упростим знаменатель:
.
Получаем:
.
Отметим, что обязательно в данном случае
.
Пример 4 – упростить выражение:
![]()
Возводим в квадрат двучлен:
.
Получили выражение:
.
В данной задаче могут быть поставлены дополнительные вопросы, например, допустимы ли отрицательные значения с. Ответ: нет, т. к. с имеет рациональный показатель степени и по определению является неотрицательным.
Пример 5 – упростить выражение:

Комментарий: ограничение на х наложено в связи с тем, что он имеет отрицательный рациональный показатель степени.
Итак, мы рассмотрели свойства степеней с рациональным показателем. В дальнейшем мы перейдем к решению более сложных задач со степенями и радикалами.
Список литературы
- Мордкович А.Г. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Мнемозина.
- Муравин Г.К., Муравина О.В. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Дрофа.
- Колмогоров А.Н., Абрамов А.М., Дудницын Ю.П. и др. Алгебра и начала математического анализа. – М.: Просвещение.
Домашнее задание
- Алгебра и начала анализа, 10–11 класс (А. Н. Колмогоров, А. М. Абрамов, Ю. П. Дудницын) 1990, № 432-435.
- Вычислить:

- Упростить выражение:

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет