Математика
Тема 8: Инструменты для вычислений и измеренийУрок 1: Проценты
- Видео
- Тренажер
- Теория
Проценты
Слово «процент» произошло от латинского слова pro centum, что буквально означает “за сотню” или “со ста”.
Проценты были особенно распространены в Древнем Риме. В Риме процентами называли деньги, которые должен был заплатить должник заимодателю за каждую сотню. От них проценты перешли к другим народам Европы.
Долгое время под процентами понимались исключительно прибыль или убыток на каждые сто рублей. Они применялись только в торговых и денежных сделках. В дальнейшем проценты стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке и технике. Сейчас процент – это частный вид десятичных дробей, сотая доля целого (принимаемого за единицу).
Некоторые врачи советуют распределить норму питания на день так: утренний завтрак – 25%, второй завтрак – 15%, обед – 45%, ужин – 15%.
Сотую часть центнера называют килограммом, сотую часть метра – сантиметром, сотую часть гектара – аром или соткой. Принято называть сотую часть любой величины или числа процентом. Значит, 1 кг – один процент центнера, 1см – один процент метра.
Процентом называют одну сотую часть. Для краткости слово «процент» после числа заменяют знаком %.
Предложение «В поход ушли 1,5% учащихся нашей школы» читают так: «В поход ушли полтора процента учащихся нашей школы».
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100. Чтобы обратить проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Например, 0,865 = 0,865 ∗ 100% = 86,5 %; 45% = 45:100 = 0,45.
Задача 1. Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% составляют костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика?
Решение:
Так как 1200 костюмов – это 100% выпуска, то, чтобы найти 1% выпуска, надо 1200 разделить на 100. Получим 1200:100 = 12, значит 1% – это 12 костюмов. Чтобы найти, чему равны 32% выпуска, надо умножить 12 на 32. Так как 12 ∗ 32=384,, то фабрика выпустила 384 костюма нового фасона.
Можно оформить решение следующим образом. Пусть Х – количество костюмов нового фасона.
1200 – 100%
Х – 32%
Составляем уравнение, перемножая крест на крест числа:
100 ∗ Х = 1200∗32
(костюма нового фасона)
Задача 2. За контрольную работу по математике отметку «5» получили 12 пятиклассников, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе?
Решение:
Сначала узнаем, чему равен 1%. Для этого разделим 12 на 30%.
12:30=0,4.
Чтобы узнать, чему равны 100% учащихся, надо умножить 0,4 на 100%.
0,4∗100 = 40 учеников в классе.
Можно было решать так. Пусть Х – количество учеников в классе.
12 – 30%
Х – 100%
Составляем уравнение:
30∗Х = 12∗100
Х = 12∗100:30=40.
Задача 3. Вклад в банке составляет 2% годовых. Мужчина положил 300 000 руб в этот банк. Сколько денег станет через год на счете в этом банке?
300 000 - 100%
Х - 2%
100∗Х =300 000∗2
Х =300 000∗2:100 = 6000 руб.
Через год на счете в банке станет 300 000+6000 = 306000 руб.