Математика
Тема 9: Натуральные числа. Профильный уровеньУрок 12: Сложение натуральных чисел
- Видео
- Тренажер
- Теория
Пример 1 (со слогами)
Детям, которые учатся читать и писать, дают такое задание: сложите два слога в одно слово: БАН и КА.
БАН + КА = БАНКА
Но иногда делают и наоборот: КА + БАН = КАБАН
Пример 2 (с ведрами)
Лена и Ваня наливают воду в ведро. У Лены есть двухлитровая банка с водой, а у Вани – трехлитровая. Есть разница, в какой последовательности они выльют воду? Нет. В любом случае там окажется одинаковое количество воды (5 литров).
В обоих примерах складывали две части. Но в первом случае порядок был важен, и если мы переставляли слагаемые местами, то менялся результат. Во втором случае порядок был не важен, слагаемые можно было менять местами.
Математическое сложение
Вычислите: .
Вычислите: .
То есть .
Все эти три записи означают одно и то же количество.
Вспоминая примеры со слогами и водой, приходим к предположению, что математическое сложение похоже на второй пример с водой, где менять местами слагаемые было можно.
Чтобы понять, что можно делать при сложении, а чего нельзя, нужно выяснить, что это такое. Что значит сложить 5 и 3? Это значит, что надо сложить 5 единиц и 3 единицы. Можно представить их палочками (см. рис. 1).
Слово «сложить» значит сложить в одну кучу. А потом посчитать, сколько там всего. Получится восемь (см. рис. 2).
Утверждение 1
Количество единиц, палочек в большой куче всегда можно посчитать. То есть любые две группы палочек можно сложить в одну большую. И там будет конкретное количество палочек.
На языке математики это можно сказать следующим образом: два любых натуральных числа и можно сложить. В результате получится новое натуральное число .
Числа и называются слагаемыми. Число называют суммой чисел и . Саму запись тоже называют суммой.
Переместительный закон сложения
Складывая две группы единиц в одну большую, можно поступить двумя способами:
- к первой группе добавить вторую,
- ко второй добавить первую.
Неважно, в какой последовательности это делать. Взять сначала пять единиц и к ним добавить три или наоборот. То есть мы просто внутри большой кучки поменяли местами несколько элементов. Но от этого их количество не изменится. Результат всегда будет одинаков. Единиц, палочек в общей кучке всегда будет одно и то же количество. В данном случае восемь.
На языке математики это можно сказать следующим образом: от перестановки слагаемых сумма не изменяется.
Так , потому что и та, и другая сумма равны 8.
С большими числами этот закон тоже работает: . Эти две суммы равны друг другу. Чтобы это понять, не нужно считать. Мы знаем, что от перестановки слагаемых сумма не меняется.
Сочетательный закон сложения
Пусть теперь у нас три числа (три группы единиц) и их нужно сложить. То есть сложить в одну кучу. Есть два варианта:
- добавить к первой сначала вторую, потом третью,
- добавить к первой уже сложенные заранее вторую и третью.
Нет никакой разницы. Мы всегда будем получать одно и то же множество единиц, палочек. Ниоткуда новые не возьмутся, и имеющиеся не потеряются.
Если записать это с помощью чисел:
Если складывать любые три числа , то можно сложить сначала первые два числа, а можно начать с последних двух. Последовательность действий при сложении нескольких слагаемых не важна.
Эти законы очень сильно могут облегчить вычисления.
Пример 1
Мы можем складывать в любой последовательности. Выберем такую последовательность, чтобы было удобно. Смотрим на последние цифры. Если они дают в сумме 10, то лучше попробовать начать с них, их проще сложить. У второго слагаемого в конце 6, а у третьего 4, в сумме они дают 10, поэтому сложим сначала их, а затем прибавим первое слагаемое.
Пример 2
Первое и последнее числа заканчиваются на пять, значит, сумма будет заканчиваться на ноль, это удобно. Но они стоят не подряд. Поменяем местами 39 и 295.
Идея проста: если надо сложить сразу несколько чисел, мы можем переставлять их, как хотим, и выполнять действия в любом порядке.
Пример 3
Первое число удобно сложить с последним, а второе – с третьим.
Пример 4
Пусть у нас несколько ваз, в каждой какое-то количество яблок. Нужно узнать, сколько яблок всего. Не нужно ссыпать все яблоки в одну кучу и пересчитывать их. Просто выпишем на бумагу, сколько в каждой вазе яблок, и сложим эти числа. Например, .
Если какая-то ваза окажется пустой, то мы напишем, что в ней ноль яблок, и общий подсчет будет выглядеть так: .
Пустая ваза не влияет на общее количество яблок. То есть добавления нуля не меняет исходное количество: .
Заключение
Подведем итог.
1)
Любые два натуральных числа и можно сложить, в итоге будет тоже натуральное число . Числа и называются слагаемыми, число суммой.
2)
От перестановки слагаемых сумма не изменяется.
3)
Последовательность действий при суммировании не важна.
4)
Прибавление нуля к числу не меняет этого числа.
Список рекомендованной литературы
- Математика. 5 класс. Зубарева И. И., Мордкович А. Г. 14-е изд., испр. и доп. - М.: 2013. – 270.
- Математика. 5 класс. Мерзляк А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С. М.: 2014. - 304 с.
- Математика. 5 класс. Учебник. Никольский С. М., Потапов М. К. и др. 14-е изд. - М.: 2015. - 272 с.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- Интернет-портал «dpva.info» (Источник)
- Интернет-портал «interneturok.ru» (Источник)
- Интернет-портал «math-prosto.ru» (Источник)
Домашнее задание
Вычислите удобным способом, используя законы сложения: