Математика
Тема 13: Положительные и отрицательные числа. Профильный уровеньУрок 8: Сложение отрицательных чисел
- Теория
Введение
Рассмотрим такой пример. На стоянку приехали
машины, а затем ещё
машины. Сколько свободных мест на стоянке, если всего мест
(рис. 1)?

Рис. 1. Машины на стоянке
Изменится ли ответ на вопрос задачи, если на стоянку сначала приедут
машины, а затем
? Или если приедут
машины, а затем ещё одна? Нет, потому что
(рис. 2). Таким образом, с помощью сложения количества можно уменьшить количество запоминаемой (передаваемой) информации.

Рис. 2. Ответ на вопрос задачи не изменится
Но отрицательных количеств нет, зачем складывать отрицательные числа?
Пример. В кошельке
рублей. Потратили
,
,
. Сколько осталось?
Решение
Способ 1. Мы можем вычитать последовательно:
;
;
.
Способ 2. Но можно рассуждать и по-другому. Уменьшить на
,
и на
, означает уменьшить на
:
.
Тогда мы от исходных
рублей сразу отнимаем
:
.
Ответ: осталось
рублей.
По сути во втором способе мы складывали отрицательные числа. Как мы это сделали? Мы сложили модули этих чисел и поставили перед суммой знак минус, показывая, что эту сумму нужно отнять.
Сумма двух отрицательных чисел
Сумму двух отрицательных чисел можно записать разными способами:
. Чаще пишут без скобок (это короче):
. Хотя теперь в записи нет знака плюс, это выражение эквивалентно исходному и является суммой двух отрицательных чисел. Складываем модули и ставим знак минус:
![]()
Нам осталось сформулировать общее правило: чтобы сложить два отрицательных числа, нужно сложить их модули и поставить перед суммой знак минус. Результатом будет также отрицательное число:
![]()
Обобщение
Рассмотрим выражение
. Воспользуемся тем, что мы уже знаем:
, а также распределительным законом:
![]()
Таким образом, получаем:
.
Несложно убедиться, что эта общая формула согласуется с только что сформулированным правилом сложения отрицательных чисел.
Рассмотрим несколько примеров:
![]()
![]()
![]()
Примеры
1) ![]()
Запишем без скобок, чтобы было короче. Складываем модули слагаемых и ставим перед суммой минус: ![]()
2) ![]()
Складываем модули слагаемых и ставим перед суммой минус:
![]()
3) ![]()
Складываем модули слагаемых и ставим перед суммой минус, отдельно складываем целые и дробные части:
![]()
4) ![]()
С тремя слагаемыми то же самое – складываем модули слагаемых и ставим перед суммой минус:
.
5) ![]()
Второе слагаемое запишем в виде десятичной дроби. Сложение начнем с двух последних слагаемых, его можно проводить в любом порядке:
![]()
Уравнение
![]()
К обеим частям уравнения можно прибавить одно и то же число. Нам было бы удобно, чтобы в левой части уравнения остался только
без
(тогда в правой части получится значение переменной, то есть уравнение будет решено). Чтобы
пропало (превратилось в ноль), к нему нужно добавить противоположное число, то есть
. Так и сделаем, добавим к обеим частям уравнения
: ![]()
и
дают в сумме ноль. Справа получили сумму двух отрицательных чисел. Делать это мы уже умеем.
![]()
![]()
Повторение
Итак, повторим.
Складывать два отрицательных числа так же просто, как два положительных. Складываем числа, не обращая внимания на знак, потом ставим знак минус перед суммой:
.
Прибавление отрицательного числа равносильно вычитанию положительного. Поэтому сумму двух отрицательных чисел можно записать эквивалентными способами:
.
Сложение отрицательных чисел с помощью числовой прямой
Проиллюстрируем сложение отрицательных чисел с помощью числовой прямой.
Мы уже знаем, чему равна сумма:
.
Посмотрим, как это выглядит на числовой прямой. Первое слагаемое отмечаем точкой
. Вычитание числа
(или прибавление числа
) означает сдвиг влево на
единицы. Попадаем в точку
(рис. 3).

Рис. 3. Иллюстрация суммы ![]()
Поменяем слагаемые местами. От перемены мест слагаемых сумма не меняется:
. На прямой это будет означать, что нам все равно, отступить от нуля влево сначала на
единицы, а потом на
, или, наоборот, сначала на
, а потом на
. В любом случае получится точка, находящаяся слева от нуля на расстоянии
, то есть с координатой
(рис. 4).

Рис. 4. Иллюстрация нахождения суммы ![]()
Заключение
Итак, на этом уроке мы научились складывать два или больше отрицательных числа. На следующем уроке мы рассмотрим сложение и вычитание всех известных нам чисел вместе – и отрицательных, и положительных.
Список рекомендованной литературы
- Зубарева И.И., Мордкович А.Г. Математика. 6 класс. М.: ИОЦ «Мнемозина», 2014.
- Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г. Математика. 6 класс. Учебник в 3 частях. Ч. 2. М. «Просвещение», 2010.
- Виленкин Н.Я. и др. Математика. Учебник для 6 класса. М.: ИОЦ «Мнемозина», 2013.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Выполните сложение:

- Выполните сложение:

- Решите уравнение:
