Математика
Тема 10: Алгебраические дроби. Профильный уровеньУрок 10: Задачи на сложение и вычитание дробей
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Алгебраические дроби. Арифметические операции над алгебраическими дробями
Урок: Задачи на сложение и вычитание дробей
1. Общий вид рассматриваемых примеров
На уроке рассмотрим и обобщим все случаи сложения и вычитания дробей: с одинаковыми и с разными знаменателями. В общем виде будем решать задачи вида:
.
Ранее мы уже видели, что при сложении или вычитании алгебраических дробей одной из важнейших операций является разложение знаменателей на множители. Аналогичная процедура проделывается и в случае обыкновенных дробей. Еще раз вспомним, каким образом необходимо работать с обыкновенными дробями.
2. Пример на сложение/вычитание обыкновенных дробей
Пример 1. Вычислить .
Решение. Воспользуемся, как и ранее, основной теоремой арифметики о том, что любое число можно разложить на простые множители: .
Определим наименьшее общее кратное знаменателей: – это и будет общий знаменатель дробей, и, исходя из него, определим дополнительные множители для каждой из дробей: для первой дроби , для второй дроби , для третьей дроби .
.
Ответ..
3. Методы, которые применяются для сложения/вычитания алгебраических дробей, и пример на упрощение сложного выражения
В указанном примере мы пользовались основной теоремой арифметики для разложения чисел на множители. Далее, когда в роли знаменателей будут выступать многочлены, их необходимо будет раскладывать на множители следующими известными нам методами: вынесение общего множителя, метод группировки, выделение полного квадрата, использование формул сокращенного умножения.
Пример 2. Сложить и вычесть дроби .
Решение. Знаменатели всех трех дробей являются сложными выражениями, которые необходимо разложить на множители, затем найти для них наименьший общий знаменатель и указать дополнительные множители для каждой из дробей. Проделаем все эти действия отдельно, а затем подставим результаты в исходное выражение.
В первом знаменателе вынесем общий множитель: – после вынесения общего множителя можно заметить, что выражение в скобках сворачивается по формуле квадрата суммы.
Во втором знаменателе вынесем общий множитель: – после вынесения общего множителя применяем формулу разности квадратов.
В третьем знаменателе выносим общий множитель: .
После разложения на множители третьего знаменателя можно заметить, что во втором знаменателе можно выделить множитель для более удобного поиска наименьшего общего знаменателя дробей, сделаем мы это с помощью вынесения минуса за скобки , во второй скобке мы поменяли местами слагаемые для более удобной формы записи.
Определим наименьший общий знаменатель дробей как выражение, которое делится на все знаменатели одновременно, он будет равен: .
Укажем дополнительные множители: для первой дроби , для второй дроби – вынесенный в знаменателе минус не учитываем, т. к. запишем его ко всей дроби, для третьей дроби .
Теперь выполним действия с дробями, не забыв поменять знак перед второй дробью:
.
На последнем этапе решения мы привели подобные слагаемые и записали их в порядке убывания степеней при переменной .
Ответ. .
4. Примеры на сокращение дробей до их сложения или вычитания
На приведенном примере мы еще раз, как и на прошлых уроках, продемонстрировали алгоритм сложения/вычитания дробей, который заключается в следующем: разложить на множители знаменатели дробей, найти наименьший общий знаменатель, дополнительные множители, выполнить процедуру сложения/вычитания и, по возможности, упростить выражение и произвести сокращение. Этим алгоритмом мы будем пользоваться и в дальнейшем. Рассмотрим теперь более простые примеры.
Пример 3. Вычесть дроби .
Решение. В данном примере важно увидеть возможность сократить первую дробь до приведения ее к общему знаменателю со второй дробью. Для этого числитель и знаменатель первой дроби разложим на множители.
Числитель: – в первом действии разложили часть выражения по формуле разности квадратов, а во втором – вынесли общий множитель .
Знаменатель: – в первом действии разложили часть выражения по формуле квадрата разности, а во втором – вынесли общий множитель . Подставим полученные числитель и знаменатель в исходное выражение и сократим первую дробь на общий множитель :
.
Ответ: .
Пример 4. Выполнить действия .
Решение. В этом примере, как и предыдущем, важно заметить и осуществить сокращение дроби до выполнения действий. Разложим числитель и знаменатель на множители.
Числитель: – по формуле разности кубов.
Знаменатель: – вынесли общий множитель. Подставим все в исходное выражение и сократим дробь на :
.
После сокращения укажем область допустимых значений переменной .
Ответ..
На сегодняшнем уроке мы еще раз подчеркнули важность умения раскладывать многочлены на множители при сложении и вычитании алгебраических дробей. Эта техника окажется полезной и на дальнейших уроках.
На следующем уроке мы поговорим об умножении и делении алгебраических дробей.
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Математика в школе: поурочные планы (Источник).
2. Математика в школе: поурочные планы (Источник).
3. Республиканский ресурсный центр. Информатизация образования в Удмуртской республике (Источник).
Домашнее задание
1. №205, 206 (а, б), 208, 209. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Выполнить действия .
3. Выполнить действия .
4. Выполнить действия .