Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 4: Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Решение задач
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Функция . Свойства квадратного корня
Урок: Понятие квадратного корня из неотрицательного числа. Решение задач
1. Повторение понятия квадратного корня
Повторим теорию. Рассмотрим функцию и изобразим ее график – правую ветвь параболы (рис. 1).
Рис. 1.
И сформулируем следующую задачу: дан , найти такой, что .
Решение. По определению квадратного корня, т. к. , то , поскольку . Это можно увидеть и по графику – точке с ординатой соответствует абсцисса .
Ответ..
Пример 1. Вычислить , если , .
Решение. Воспользовавшись определением квадратного корня или указанным графиком (рис. 1) найдем искомые значения:
.
Ответ. 16, .
Повторим определение квадратного корня.
Определение. Квадратным корнем (арифметическим квадратным корнем) из неотрицательного числа называется такое неотрицательное число, квадрат которого равен .
.
2. Доказательство того, что корень из 2 не является рациональным числом
Пример 1. Доказать, что – нерациональное число.
Доказательство. Корень из двух – это такое значение , когда . Изобразим для наглядности график функции на рисунке 2 и отметим на нем точку с координатами .
Рис. 2.
Выполним доказательство методом от противного. Предположим, что число , которое удовлетворяет уравнению , является рациональным, т. е. по определению рационального числа его можно представить в виде дроби ( целое число, натуральное), причем примем тот факт, что данная дробь несократима (а если она сократима, то сократим ее и приступим к доказательству). Подставим такую запись в исследуемое уравнение:
.
Поскольку правая часть уравнения является четной, т. к. имеет множитель 2, то и левая часть тоже должна быть четной. Поскольку четное, то и тоже четное, т. к. оно целое по предположению и не может быть нечетным, поскольку квадрат нечетного числа тоже нечетное число. Тогда число можно представить в виде , где некое целое число. Подставим это в полученное уравнение:
.
Проведя аналогичные рассуждения, как и для числа , можем сделать вывод, что число является четным, и его можно представить в виде . Тогда дробь , как видно, является сократимой, что противоречит предположению доказательства. Поскольку мы пришли к противоречию, то число не является рациональным.
Доказано.
3. Примеры на вычисление значений квадратных корней и решение уравнений
Пример 2. Вычислить .
Решение. , в ходе решения пользуемся определением квадратного корня и тем, что и .
Ответ. 3.
Пример 3. Вычислить .
Решение. .
Ответ. 70.
Пример 4. Вычислить .
Решение. В начале решения удобно преобразовать смешанную дробь, которая находится под корнем, в неправильную: .
Ответ. 18.
Пример 5. Вычислить .
Решение. Для вычисления квадратного корня из большого составного числа необходимо, пользуясь основной теоремой арифметики, разложить его на простые множители.
.
Ответ. 36.
Пример 6. Решить уравнение .
Решение. По определению квадратного корня: .
Ответ. .
Пример 7. Решить уравнение .
Решение. По определению квадратного корня: . Т. к. при возведении в квадрат отрицательного числа результат положительный, то подходит и отрицательный ответ.
Ответ..
На следующем уроке мы рассмотрим функцию .
Список литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Дидактические материалы по информатике и математике (Источник).
2. Энциклопедия Кругосвет (Источник).
3. Калькулятор (Источник).
Домашнее задание
1. №240, 244, 289, 290, 307. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
2. Вычислите .
3. Вычислите, не используя таблицу квадратов и микрокалькулятор: а) , б) .
4. Докажите, что значение квадратного корня не является целым числом: а) , б) .