Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 21: Функция y=k/х, ее свойства и график (продолжение 1)
- Теория
Тема: Квадратичная функция. Функция ![]()
Урок: Функция
, её свойства и график (продолжение 1)
1. Повторение свойств функции y=k/x
На этом уроке мы продолжим изучение функции
, её графика и свойств, а также научимся решать типовые задачи.
Напомним, как выглядит график данной функции.
В случае, если
, то ветви гиперболы расположены в
,
координатных четвертях, а если
, то –
,
. (Рис. 1,2 соответственно).

Рис. 1.

Рис. 2.
Перечислим теперь основные свойства функции
:
1) Область определения:
.
2) Монотонность на промежутках
и
.
3) Асимптоты: координатные оси
.
4) Центр симметрии
.
Вспомним также о влиянии коэффициента
:
– чтобы получить из первого графика второй, необходимо растянуть его в 2 раза от оси
.

Рис. 3.
2. Решение задачи на нахождение коэффициента k
Повторив все основные свойства гиперболы, перейдём к решению типовых задач.
Задача 1
Гипербола
проходит через точку
. Найти:
а) коэффициент
, изобразить схематически график функции;
б) найти пределы изменения функции на луче
;
в) установить: проходит ли гипербола через точки
,
.
Решение:
а) при
, так как график функции проходит через точку
с соответствующими координатами. Значит:
. Получаем, что график имеет вид:
. Его схематический вид следующий:

Рис. 4.
б) Рассмотрим поведение гиперболы при
. Воспользуемся монотонностью функции на этом промежутке. Данная гипербола на этом промежутке монотонно возрастает. Значит, её максимальное значение будет достигаться на правом конце промежутка:
. Минимального же значения на этом промежутке не будет, так как функция будет стремиться к
, но не будет его достигать.
Значит, при
:
.

Рис. 5.
в)
проходит через точку
и не проходит через точку
. Поясним это: чтобы точка лежала на графике, её координаты должны удовлетворять уравнению этого графика.
– верно, значит, точка
лежит на графике. С другой стороны,
– неправильное равенство, значит, точка
не лежит на графике.

Рис. 6.
3. Графическое решение системы уравнений
Задача 2
Определите с помощью графиков число решений системы уравнений:
.
Решение:
– гипербола (
и
координатные четверти).
– прямая (
, точка пересечения с осью
:
).
Построим эти графики в одной системе координат:

Рис. 7.
Как видно из рисунка, графики этих функций пересекаются в двух точках. Значит, данная система имеет два решения.
Ответ: 2 решения.
4. Решение задачи на построение кусочной функции
Задача 3
Построить график функции:
.
Найти: а)
; б) построить график
; в) перечислите свойства этой функции.
Решение:
Начнём с построения графика этой функции. Данная функция называется кусочной.
Первая часть графика – это кусок параболы
(рис.8.).
Вспомнив, свойства параболы с отрицательным коэффициентом, получаем, что на указанном промежутке функция возрастает, причём её значения меняются от
до
.
Вторая часть графика – это часть прямой (отрезок)
. Она также возрастает на указанном промежутке (так как коэффициент при
положителен), причём её значения меняются от
до
. (рис. 9.).
Третья часть графика – это часть гиперболы
. (рис. 10.).
Зная свойства гиперболы, получаем, что на этом промежутке функция убывает, причём максимальное значение достигается на левом конце:
(хотя эта точка не принадлежит этой части графика).

Рис. 8.

Рис. 9.

Рис. 10.
Следующий шаг – это объединение всех трёх графиков на одном рисунке. В результате получается следующий график:

Рис. 11.
Вернёмся теперь к пункту а). Теперь мы легко можем посчитать значения:
,
,
.
Теперь осталось сформулировать ответ на пункт в): функция определена на промежутке
. Кроме того, она принимает все значения на промежутке
. Также функция является непрерывной. При этом на промежутке:
. На промежутке
.
Мы рассмотрели типовые задачи. Теперь рассмотрим задачи, которые могут сопутствовать этим задачам.
5. Решение задач на исследование количества решений уравнения f(x)=a
Задача 4
Найти все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы 1 решение (корень), где
– функция из предыдущей задачи.
Решение:
Методика решения подобных задач:
1) Вначале необходимо изобразить график функции.
Мы воспользуемся графиком из предыдущей задачи:

Рис. 12.
2) Найти множество значений функции:
. Для этого используем определение и свойство функции: функция – это зависимость
от
, при которой каждому допустимому значению
соответствует ровно одно значение
. А свойство функции: каждое значение
достигается хотя бы при одном значении
.
3) Выписать ответ:
. Это следует из того, что уравнение
может иметь решения только в случае, если
принадлежит множеству значений функции. Действительно, если провести прямую
, то она не пересечёт график функции, то есть корней не будет. А если провести прямую
, то будут точки пересечения, значит, будут и решения соответствующего уравнения.

Рис. 13.
Ответ:
.
Задача 5
Для каждого значения параметра
найти число решений уравнения
(функция
из предыдущей задачи).
Решение:
Фактически нам необходимо перебрать все значения
и указать ответ.
Методика решения подобных задач:
1) Вначале необходимо изобразить график функции (см. рис. 12).
2) Рассечь его семейством прямых
при разных значениях параметра
.

Рис. 14.
3) Определить количество точек пересечения прямых с графиком функции при различных значениях параметра
.
Мы видим, что при
– решений нет; при
– 1 решение; при
– 2 решения; при
– 1 решение; при
– решений нет.
4) Выписать ответ.
Ответ: при
– решений нет; при
– 1 решение; при
– 2 решения.
Итак, мы повторили свойства функции
при различных значениях
, а также разобрали ряд типовых задач, которые связаны со свойствами и графиками данной функции.
На следующем уроке мы перейдём к изучению новой темы: «Квадратный корень».
Список рекомендованной литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. М.: Просвещение. 2004 г.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
2. Алгебра и начала анализа – 10 кл (Источник).
3. Вся элементарная математика (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 826, 827 Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Исследуйте количество корней уравнения
, в зависимости от значений параметра
.
3. Решите графически уравнения: а)
, б)
.