Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 21: Функция y=k/х, ее свойства и график (продолжение 1)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Квадратичная функция. Функция
Урок: Функция , её свойства и график (продолжение 1)
1. Повторение свойств функции y=k/x
На этом уроке мы продолжим изучение функции , её графика и свойств, а также научимся решать типовые задачи.
Напомним, как выглядит график данной функции.
В случае, если , то ветви гиперболы расположены в , координатных четвертях, а если , то – , . (Рис. 1,2 соответственно).
Рис. 1.
Рис. 2.
Перечислим теперь основные свойства функции :
1) Область определения: .
2) Монотонность на промежутках и .
3) Асимптоты: координатные оси .
4) Центр симметрии .
Вспомним также о влиянии коэффициента : – чтобы получить из первого графика второй, необходимо растянуть его в 2 раза от оси .
Рис. 3.
2. Решение задачи на нахождение коэффициента k
Повторив все основные свойства гиперболы, перейдём к решению типовых задач.
Задача 1
Гипербола проходит через точку . Найти:
а) коэффициент , изобразить схематически график функции;
б) найти пределы изменения функции на луче ;
в) установить: проходит ли гипербола через точки , .
Решение:
а) при , так как график функции проходит через точку с соответствующими координатами. Значит: . Получаем, что график имеет вид: . Его схематический вид следующий:
Рис. 4.
б) Рассмотрим поведение гиперболы при . Воспользуемся монотонностью функции на этом промежутке. Данная гипербола на этом промежутке монотонно возрастает. Значит, её максимальное значение будет достигаться на правом конце промежутка: . Минимального же значения на этом промежутке не будет, так как функция будет стремиться к , но не будет его достигать.
Значит, при : .
Рис. 5.
в) проходит через точку и не проходит через точку . Поясним это: чтобы точка лежала на графике, её координаты должны удовлетворять уравнению этого графика. – верно, значит, точка лежит на графике. С другой стороны, – неправильное равенство, значит, точка не лежит на графике.
Рис. 6.
3. Графическое решение системы уравнений
Задача 2
Определите с помощью графиков число решений системы уравнений:
.
Решение:
– гипербола ( и координатные четверти).
– прямая (, точка пересечения с осью : ).
Построим эти графики в одной системе координат:
Рис. 7.
Как видно из рисунка, графики этих функций пересекаются в двух точках. Значит, данная система имеет два решения.
Ответ: 2 решения.
4. Решение задачи на построение кусочной функции
Задача 3
Построить график функции: .
Найти: а) ; б) построить график ; в) перечислите свойства этой функции.
Решение:
Начнём с построения графика этой функции. Данная функция называется кусочной.
Первая часть графика – это кусок параболы (рис.8.).
Вспомнив, свойства параболы с отрицательным коэффициентом, получаем, что на указанном промежутке функция возрастает, причём её значения меняются от до .
Вторая часть графика – это часть прямой (отрезок) . Она также возрастает на указанном промежутке (так как коэффициент при положителен), причём её значения меняются от до . (рис. 9.).
Третья часть графика – это часть гиперболы . (рис. 10.).
Зная свойства гиперболы, получаем, что на этом промежутке функция убывает, причём максимальное значение достигается на левом конце: (хотя эта точка не принадлежит этой части графика).
Рис. 8.
Рис. 9.
Рис. 10.
Следующий шаг – это объединение всех трёх графиков на одном рисунке. В результате получается следующий график:
Рис. 11.
Вернёмся теперь к пункту а). Теперь мы легко можем посчитать значения: , , .
Теперь осталось сформулировать ответ на пункт в): функция определена на промежутке . Кроме того, она принимает все значения на промежутке . Также функция является непрерывной. При этом на промежутке: . На промежутке .
Мы рассмотрели типовые задачи. Теперь рассмотрим задачи, которые могут сопутствовать этим задачам.
5. Решение задач на исследование количества решений уравнения f(x)=a
Задача 4
Найти все значения параметра , при каждом из которых уравнение имеет хотя бы 1 решение (корень), где – функция из предыдущей задачи.
Решение:
Методика решения подобных задач:
1) Вначале необходимо изобразить график функции.
Мы воспользуемся графиком из предыдущей задачи:
Рис. 12.
2) Найти множество значений функции: . Для этого используем определение и свойство функции: функция – это зависимость от , при которой каждому допустимому значению соответствует ровно одно значение . А свойство функции: каждое значение достигается хотя бы при одном значении .
3) Выписать ответ: . Это следует из того, что уравнение может иметь решения только в случае, если принадлежит множеству значений функции. Действительно, если провести прямую , то она не пересечёт график функции, то есть корней не будет. А если провести прямую , то будут точки пересечения, значит, будут и решения соответствующего уравнения.
Рис. 13.
Ответ:.
Задача 5
Для каждого значения параметра найти число решений уравнения (функция из предыдущей задачи).
Решение:
Фактически нам необходимо перебрать все значения и указать ответ.
Методика решения подобных задач:
1) Вначале необходимо изобразить график функции (см. рис. 12).
2) Рассечь его семейством прямых при разных значениях параметра .
Рис. 14.
3) Определить количество точек пересечения прямых с графиком функции при различных значениях параметра .
Мы видим, что при – решений нет; при – 1 решение; при – 2 решения; при – 1 решение; при – решений нет.
4) Выписать ответ.
Ответ: при – решений нет; при – 1 решение; при – 2 решения.
Итак, мы повторили свойства функции при различных значениях , а также разобрали ряд типовых задач, которые связаны со свойствами и графиками данной функции.
На следующем уроке мы перейдём к изучению новой темы: «Квадратный корень».
Список рекомендованной литературы
1. Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. М.: Просвещение. 2004 г.
2. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
3. Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение. 2006 г.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
2. Алгебра и начала анализа – 10 кл (Источник).
3. Вся элементарная математика (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 826, 827 Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение. 2010 г.
2. Исследуйте количество корней уравнения , в зависимости от значений параметра .
3. Решите графически уравнения: а) , б) .