Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 20: Функция y=k/х, ее свойства и график (продолжение)
- Теория
Повторение
График функции
является гиперболой, ветви которой лежат в первом и третьем координатных углах при
и во втором и четвертом координатных углах при
(см. Рис. 1).

Рис. 1. График функции ![]()
Задача 1
Выясните взаимное расположение кривых
и
.
Решение
Составим таблицу значений для двух данных функций.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Из таблицы видно, что все ординаты функции
в два раза больше ординат функции
при одинаковых значениях
. Изобразим графики данных функций на координатной плоскости (см. Рис. 2).

Рис. 2. Иллюстрация к задаче
Следовательно, график функции
получается из графика функции
путем растяжения ветвей гиперболы относительно оси
.
Задача 2
Найти множество значений функции
при
. Найти ее наименьшее и наибольшее значение.
Решение
Для наглядности нарисуем график функции
(см. Рис. 3). Область определения функции
при
выделена на рисунке 3 красным цветом.

Рис. 3. Иллюстрация к задаче
Функции
при
убывает от
до 0. Видно, что при
функция равна 9 (см. Рис. 4), проверим это, подставив в выражение
значение аргумента
:
Видно, что при
функция равна 1 (см. Рис. 4), проверим это, подставив в выражение
значение аргумента
:
![]()

Рис. 4. Иллюстрация к задаче
Следовательно, множество значений функции
при
– это отрезок
; наименьшее значение равно 1, оно достигается при
; наибольшее значение равно 9, оно достигается при
.
Ответ:
; наименьшее:
; наибольшее:
.
Задача 3
Решить графически систему:
Решение
Построим графики данных функций. График функции
– это гипербола, а график функции
– это прямая (см. Рис. 5).

Рис. 5. Иллюстрация к задаче
На рисунке видно, что графики этих функций пересекаются в двух точках, следовательно, система имеет 2 решения (больше решений быть не может, так как при
и
: функция
убывает, а функция
возрастает).
Определим координаты точек пересечения:
;
.
Можно проверить найденные значения, подставив их в систему уравнений:
При
;
:
– верно;
При
;
:
– верно.
Ответ:
;
.
Задача 4
Найти число решений системы:
Решение
Построим графики данных функций. График функции
– это гипербола, а график функции
– это прямая (см. Рис. 6). На рисунке видно, что графики этих функций пересекаются в двух точках, следовательно, система имеет 2 решения.

Рис. 6. Иллюстрация к задаче
Ответ: 2 решения.
Задача 5
Решить графически уравнение:
. Найти точки пересечения графиков функций:
,
.
Решение
1. Построим график функции
– гиперболу, ветви которой расположены во втором и четвертом координатных углах (см. Рис. 7).
2. Построим график линейной функции
. Это прямая, ее можно построить по двум точкам
и
(см. Рис. 7).

Рис. 7. Иллюстрация к задаче
3. На рисунке видно, что прямая и гипербола пересекаются в точках
и
.
4. Выполним проверку, подставив в уравнение
значения
в точках
и
.
При
:
При
:
Следовательно, уравнение имеет 2 корня:
;
.
Ответ:
;
.
;
.
Задача 6
Решить графически систему уравнений:
Решение
1. При
:
– решений нет.
При
:
– решения существуют.
Следовательно, на луче
решений данной системы уравнений нет. Решения следует искать при
.
2. Построим графики данных функций:
– гипербола;
– парабола (см. Рис. 8).

Рис. 8. Иллюстрация к задаче
3. Видно, что графики данных функция пересекаются в точке
(при
функция
возрастает, а функция
убывает, значит, решение единственное).
4. Можно проверить найденное значение, подставив его в систему уравнений:
;
:
– верно.
Ответ:
.
Задача 7
Дано: ![]()
Требуется:
1. Построить график функции.
2. Найти:
;
;
; множество значений функции.
3. Найти наибольшее и наименьшее значение функции.
4. Прочесть график.
Решение (ответ)
1. Нарисуем часть параболы
на отрезке
и часть гиперболы
на луче
(см. Рис. 9).
2. Найдем
. Так как в этом случае
, то подставляем
в уравнение
:
Найдем
. Так как в этом случае
, то подставляем
в уравнение
:
Найдем
. Так как в этом случае
, то подставляем
в уравнение
:
Множество значений этой функции – это отрезок
.
3. Наибольшее значение функции достигается при
, оно равно:
Наименьшее значение функции достигается при
, оно равно:
4. Функция убывает от
до
на промежутке
, функция возрастает от
до
на промежутке
, функция убывает от
до
на промежутке
.

Рис. 9. Иллюстрация к задаче
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- School.xvatit.com (Источник).
- Urokimatematiki.ru (Источник).
- Youtube (Источник).
- Matematika-doma.ru (Источник).
Домашнее задание
- Упражнения 18.13 (а, г), 18.15, 18.17 (б, в), 18.27 (стр. 111–113) Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (Источник).
- Найдите на оси ординат какую-либо точку
такую, что отрезок
, где
, имел бы с графиком функции
две общие точки. - Решите систему уравнений: