Математика
Тема 11: Функция y =√x и функция y=k/x. Профильный уровеньУрок 20: Функция y=k/х, ее свойства и график (продолжение)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Повторение
График функции является гиперболой, ветви которой лежат в первом и третьем координатных углах при и во втором и четвертом координатных углах при (см. Рис. 1).
Задача 1
Выясните взаимное расположение кривых и .
Решение
Составим таблицу значений для двух данных функций.
Из таблицы видно, что все ординаты функции в два раза больше ординат функции при одинаковых значениях . Изобразим графики данных функций на координатной плоскости (см. Рис. 2).
Следовательно, график функции получается из графика функции путем растяжения ветвей гиперболы относительно оси .
Задача 2
Найти множество значений функции при . Найти ее наименьшее и наибольшее значение.
Решение
Для наглядности нарисуем график функции (см. Рис. 3). Область определения функции при выделена на рисунке 3 красным цветом.
Функции при убывает от до 0. Видно, что при функция равна 9 (см. Рис. 4), проверим это, подставив в выражение значение аргумента :
Видно, что при функция равна 1 (см. Рис. 4), проверим это, подставив в выражение значение аргумента :
Следовательно, множество значений функции при – это отрезок ; наименьшее значение равно 1, оно достигается при ; наибольшее значение равно 9, оно достигается при .
Ответ: ; наименьшее: ; наибольшее: .
Задача 3
Решить графически систему:
Решение
Построим графики данных функций. График функции – это гипербола, а график функции – это прямая (см. Рис. 5).
На рисунке видно, что графики этих функций пересекаются в двух точках, следовательно, система имеет 2 решения (больше решений быть не может, так как при и : функция убывает, а функция возрастает).
Определим координаты точек пересечения: ; .
Можно проверить найденные значения, подставив их в систему уравнений:
При ; :
– верно;
При ; :
– верно.
Ответ: ; .
Задача 4
Найти число решений системы:
Решение
Построим графики данных функций. График функции – это гипербола, а график функции – это прямая (см. Рис. 6). На рисунке видно, что графики этих функций пересекаются в двух точках, следовательно, система имеет 2 решения.
Ответ: 2 решения.
Задача 5
Решить графически уравнение: . Найти точки пересечения графиков функций: , .
Решение
1. Построим график функции – гиперболу, ветви которой расположены во втором и четвертом координатных углах (см. Рис. 7).
2. Построим график линейной функции . Это прямая, ее можно построить по двум точкам и (см. Рис. 7).
3. На рисунке видно, что прямая и гипербола пересекаются в точках и .
4. Выполним проверку, подставив в уравнение значения в точках и .
При :
При :
Следовательно, уравнение имеет 2 корня: ; .
Ответ: ; . ; .
Задача 6
Решить графически систему уравнений:
Решение
1. При :
– решений нет.
При :
– решения существуют.
Следовательно, на луче решений данной системы уравнений нет. Решения следует искать при .
2. Построим графики данных функций: – гипербола; – парабола (см. Рис. 8).
3. Видно, что графики данных функция пересекаются в точке (при функция возрастает, а функция убывает, значит, решение единственное).
4. Можно проверить найденное значение, подставив его в систему уравнений:
; :
– верно.
Ответ: .
Задача 7
Дано:
Требуется:
1. Построить график функции.
2. Найти: ; ; ; множество значений функции.
3. Найти наибольшее и наименьшее значение функции.
4. Прочесть график.
Решение (ответ)
1. Нарисуем часть параболы на отрезке и часть гиперболы на луче (см. Рис. 9).
2. Найдем . Так как в этом случае , то подставляем в уравнение :
Найдем . Так как в этом случае , то подставляем в уравнение :
Найдем . Так как в этом случае , то подставляем в уравнение :
Множество значений этой функции – это отрезок .
3. Наибольшее значение функции достигается при , оно равно:
Наименьшее значение функции достигается при , оно равно:
4. Функция убывает от до на промежутке , функция возрастает от до на промежутке , функция убывает от до на промежутке .
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
- Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2010.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- School.xvatit.com (Источник).
- Urokimatematiki.ru (Источник).
- Youtube (Источник).
- Matematika-doma.ru (Источник).
Домашнее задание
- Упражнения 18.13 (а, г), 18.15, 18.17 (б, в), 18.27 (стр. 111–113) Мордкович А.Г. Алгебра 8 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник (Источник).
- Найдите на оси ординат какую-либо точку такую, что отрезок , где , имел бы с графиком функции две общие точки.
- Решите систему уравнений: