Математика
Тема 13: Неравенства. Профильный уровеньУрок 6: Решение квадратных неравенств
- Видео
- Тренажер
- Теория
Что такое квадратное неравенство
Квадратными называются неравенства вида
Причем важно, что старший коэффициент не может быть равен нулю: .
Пример №1
Решить неравенство:
Умножаем обе части неравенства на , чтобы старший коэффициент стал числом положительным. Получаем:
Так, мы видим, что любое квадратное неравенство можно преобразовать таким образом, чтобы старший коэффициент был положительным, поэтому будем рассматривать квадратные неравенства для случая .
Итак, решим заданное неравенство для положительного старшего коэффициента:
Рассмотрим функцию: , применяем теорему Виета,
Раскладываем на линейные множители:
Построим график функции (Рис. 1):
I способ решения неравенства
Произведение двух скобок – число отрицательное.
Произведение двух чисел отрицательное тогда, когда они разных знаков.
Если , тогда или , тогда
Исходное неравенство распалось на совокупность двух линейных систем.
или
Проиллюстрируем решение первой системы неравенств (рис. 2):
Красным показано множество решений первого неравенства. Зеленым – второго. Нас интересуют те значения, которые удовлетворят одновременно и первому неравенству, и второму. Очевидно, что это множество значений находится там, где присутствуют оба цвета. Так, решение первой системы:
Проиллюстрируем решение второй системы (Рис. 3):
Красным показано множество решений первого неравенства. Зеленым – второго. Аналогично первой системе, ищем решение второй системы там, где присутствуют оба цвета. Очевидно, что вторая система решений не имеет.
Ответ:
II способ решения неравенства. По графику функции получаем ответ. Очевидно, что вне корней функция положительна (график расположен над осью ), а внутри интервала корней функция отрицательна (график расположен под осью ). Так, заданное неравенство выполняется для всех , лежащих в интервале между корнями квадратного трехчлена:
Но корни квадратного трехчлена существуют не всегда, мы знаем, что два различных корня существуют тогда и только тогда, когда дискриминант его положителен.
Пример №2
Решить неравенства: 1) ; 2)
Построим график функции (Рис. 4):
Везде функция положительна, и только в одной точке она равна нулю (рис. 4).
1. или
2.
нет решений
Пример №3
Рассмотрим функцию: . Дискриминант этой функции равен нулю, значит, трехчлен раскладывается в полный квадрат.
Построим график функции (Рис. 5)
Функция везде положительная и только в одной точке при , она равна нулю.
Решить неравенства:
. Решением являются все значения , кроме . Ответ: или
Решение неравенства:
Нет решений. Квадрат числа не может быть отрицательным числом.
Решение неравенства
Пример №4
Рассмотрим функцию: . Дискриминант этой функции больше нуля..
Корнями здесь являются:
График этой функции – парабола (Рис. 6). Вне интервала корней парабола находится над осью , а значит, функция положительна. Внутри интервала корней парабола расположена под осью . Значит, функция при всех этих отрицательна. В точках функция равна нулю.
Рассмотрим все возможные неравенства, которые нам может предложить эта функция:
1.; искомые значения находятся вне интервала корней, причем границы входят в ответ, т. к. допускается равенство нулю квадратного трехчлена. Решение неравенства: или
2.; искомые значения находятся внутри интервала корней, причем границы не входят в ответ. Решение .
Пример №5
Рассмотрим функцию: . Дискриминант этой функции меньше нуля. . Функция не имеет корней
График функции:
График этой функции – парабола, ветви ее направлены вверх, она не соприкасается с осью Х, т. е. на всей оси, при всех значениях х функция – величина положительная (Рис. 7).
Выделим полный квадрат: . Если квадрат числа – величина неотрицательная, то при всех значениях
Рассмотрим все возможные неравенства, функции, где .
1. . Решение:
2. . Нет решений.
Пример №6
Рассмотрим решение неравенства, которое сводится к квадратному.
. Найти множество значений, при которых эта функция имеет смысл.
Решение неравенства:
Рассмотрим функцию: . Корни равны Изучим её свойства. Для этого схематически построим её график (Рис. 8).
Функция положительна вне интервала корней и отрицательна внутри интервала корней.
при или
Ответ: или
Подведение итога урока
На данном уроке была рассмотрена тема: «Решение квадратных неравенств». Вы узнали, что решение квадратных неравенств полностью базируется на решении квадратичных функций.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ЕГЭ по математике (Источник).
- Интернет-портал Frezzii.narod.ru (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Видеоуроки для школьников (Источник).
Домашнее задание
- Решить неравенство:
- На чем базируется решение квадратных неравенств?
- №540, 556. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. – М.: Просвещение, 2010.