Математика
Тема 13: Неравенства. Профильный уровеньУрок 7: Квадратные неравенства повышенной сложности
- Видео
- Тренажер
- Теория
Методы решения квадратных неравенств
Квадратными называются неравенства вида .
Методы решения квадратных неравенств, основанных на свойствах квадратичной функции.
1. Чтобы решить, например, неравенство , нужно рассмотреть функцию:
2. Найти корни функции, с целью построить схематический график параболы. Корни в данном случае
3. Рассмотреть схематический график функции (Рис. 1).
Ветви параболы направлены вверх. Внутри интервала корней и вне интервала корней функция сохраняет знак. Если старший коэффициент больше нуля, то вне интервала корней функция положительная. Внутри интервала корней функция отрицательная.
4. Решением данного неравенства являются все значения в интервале: . Границы интервала входят в ответ, т. к. условие допускает равенство трехчлена нулю.
Рассмотрим аналогичное неравенство: . Мы можем построить график функции для данного квадратного трехчлена (Рис. 2):
Интересующие нас значения находятся все на том же интервале
Так, мы видим, что при умножении неравенства на минус единицу ответ не изменяется, и любое неравенство с отрицательным старшим коэффициентом можно преобразовать и получить положительное
Пример №1 (сложные коэффициенты)
Решить неравенство:
Один из корней явно угадывается , потому что получаем верное числовое решение
Поскольку один корень уравнения найден, дискриминант его больше либо равен нулю.
Второй корень находим по теореме Виета. Произведение и сумма корней легко выражаются через коэффициенты.
Находим второй корень:
Строим схематический график параболы (Рис. 3):
Ветви параболы направлены вверх, проходят через точки . Вне интервала корней функция положительна, внутри интервала корней функция отрицательна. Нам нужны те значения, при которых функция отрицательна. Это
Ответ: .
Какие могут быть сопутствующие задачи для такого вида неравенств?
Допустим: найти целочисленные решения для данного неравенства.
находится левее , затем , а не входит в ответ, значит, целочисленное решение:
Пример №2 (замена переменных)
Решить неравенство:
Обозначим за новую переменную ; Тогда неравенство превращается в следующее квадратное неравенство
Решение:
Рассматриваем функцию:
Находим корни, используя обратную теорему Виета.
Схематически рисуем график функции (Рис. 4).
Ветви параболы направлены вверх. Внутри интервала корней и вне интервала корней функция сохраняет знак. Если старший коэффициент больше нуля, то вне интервала корней функция положительная. Внутри интервала корней функция отрицательная.
Решение неравенства: , но Так, получаем
Переходим к старой переменной.
Переходим к системе:
Первое неравенство системы выполняется всегда.
Рассматриваем график функции: (Рис. 5).
Корни:
График очевиден. Ветви параболы направлены вверх. Внутри интервала корней все значения отрицательные.
Решение неравенства:
Пример №3
Решить неравенство:
Обозначим за новую переменную ; Тогда неравенство превращается в следующее квадратное неравенство
Решение:
1. Рассматриваем функцию:
2. Находим корни, используя обратную теорему Виета.
3. Схематически рисуем график функции (Рис. 6).
Ветви параболы направлены вверх. Внутри интервала корней и вне интервала корней функция сохраняет знак. Если старший коэффициент больше нуля, то вне интервала корней функция положительная. Внутри интервала корней функция отрицательная.
4. Решение неравенства: или но
5. Переходим к старой переменной.
6. Переходим к системе: ; первое неравенство не имеет решений.
7. Рассматриваем график функции: (рисунок 53.5). Корни:
8. График очевиден. Ветви параболы направлены вверх. Внутри интервала корней все значения отрицательные, вне интервала – положительные.
9. Решение неравенства: или
Подведение итога урока
На данном уроке была рассмотрена тема: «Квадратные неравенства повышенной сложности». Вы вспомнили свойства квадратичных функций, на основании которых решаются квадратные неравенства любой сложности. К квадратичной функции сводятся любые неравенства, несмотря на их сложность.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ЕГЭ по математике (Источник).
- Frezzii.narod.ru (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- Видеоуроки для школьников (Источник).
Домашнее задание
- Решить неравенство:
- Какие квадратные неравенства относятся к неравенствам повышенной сложности?
- №555, 557. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. 5 издание. – М.: Просвещение, 2010.