Математика
Тема 13: Неравенства. Профильный уровеньУрок 8: Квадратные уравнения с параметром
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Неравенства
Урок: Квадратные уравнения с параметром
1. Аналитический способ решения задачи с параметром
Решить задачу с параметром – значит перебрать все значения параметра и для каждого указать ответ. Для квадратных уравнений наличие корней зависит от дискриминанта
Пример №1 – решить уравнение с параметром
Решить уравнение:
I-ый способ.
Считаем, что – величина постоянная, и находим корни уравнения:
. Корни существуют, если . Решаем это линейное неравенство: При этих значениях параметра, то есть когда дискриминант положителен или равен нулю, корни есть. Причем, когда дискриминант равен нулю, уравнение имеет единственный корень. Когда дискриминант отрицателен – корней нет.
Ответ: 1. при любом решений нет; 2. при уравнение имеет единственное решение: ; 3. при любом значении уравнение имеет два различных корня:
Частные случаи:
Найти значения параметра а, при котором уравнение имеет одно решение.
Ответ: при корни есть, уравнение имеет единственное решение: .
Найти значения параметра а, при котором уравнение не имеет решения.
Ответ: при любом решений нет.
2. Графический способ решения задачи с параметром
Решим пример №1 графически (II способ):
или
Алгоритм:
1. Построим график функции, стоящей в левой части (Рис. 1).
2. Корнями этой функции является
3. График этой функции – парабола, ветви которой направлены вверх. Вершина параболы находится по формуле: ; . Подставляем . Вершина параболы ().
1. Рассечь построенный график семейством прямых: (Рис. 2).
2. Отметить точки пересечения и выписать ответ. По графику очевиден ответ:
а) при любом решений нет
б) при корни есть, уравнение имеет единственное решение:
в) при любом значении уравнение имеет два различных корня:.
Графический метод позволяет решать некоторые частные задачи, например: при каких значениях параметра уравнение имеет два положительных корня. Из графика очевиден ответ: при уравнение имеет два различных положительных корня.
или: при каких значениях параметра уравнение имеет два различных корня разного знака. Из графика очевидно: при уравнение имеет два корня разного знака.
Аналогичные частные задачи можно решать и аналитически, для этого следует воспользоваться теоремой Виета.
Подведение итога урока
На данном уроке была рассмотрена тема: «Квадратные уравнения с параметром». Вы рассмотрели общую постановку решения задач с параметром и решили конкретную задачу с параметром двумя способами.
Список литературы
- Башмаков М.И. Алгебра 8 класс. – М.: Просвещение, 2004.
- Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.
- Никольский С.М., Потапов М.А., Решетников Н.Н., Шевкин А.В. Алгебра 8 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ЕГЭ по математике (Источник).
- Интернет-портал Frezzii.narod.ru (Источник).
- Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» (Источник).
- InternetUrok.ru (Источник).
Домашнее задание
- Решить уравнение
- Что значит: решить задачу с параметром?
- №560, 559. Дорофеев Г.В., Суворова С.Б., Бунимович Е.А. и др. Алгебра 8. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2010.