Математика
Тема 17: Окружность и векторы. Профильный уровеньУрок 17: Умножение вектора на число. Применение векторов к решению задач
- Видео
- Тренажер
- Теория
Правило умножения вектора на число
На предыдущих уроках мы рассмотрели понятие вектора, ввели определения коллинеарных, сонаправленных, противонаправленных и равных векторов. Научились складывать и вычитать векторы, ввели законы сложения. Теперь нам нужно научиться умножать вектор на число. Особенность данной операции состоит в том, что число – это просто численная величина, не имеющая направления, а вектор – это направленный отрезок, имеющий численное измерение и направление.
Рассмотрим такую ситуацию: по дороге едут два автомобиля, скорость одного – 30 км/ч, а второго – 60 км/ч. Очевидно, что скорость второго автомобиля в два раза больше скорости первого, и скорость второго можно выразить через скорость первого, умножив скорость первого на два.
Определение
Произведение ненулевого вектора на число k – такой вектор , длина которого равна , причем векторы и сонаправлены при и противонаправлены при . Произведение нулевого вектора на любое число – это нулевой вектор.
Пусть задан вектор (см. Рис. 1). Вектор – это вектор, направленный в ту же сторону, но длина его в два раза больше.
Вектор имеет длину, в два раза большую, чем вектор и ему противонаправлен.
Законы умножения
Законы, которым подчиняется операция умножения вектора на число:
– сочетательный закон;
– первый распределительный закон;
– второй распределительный закон.
Решение задач
Анализ данных законов показывает, что действия с векторами аналогичны действиям с алгебраическими выражениями.
Пример 1 – упростить выражение:
Раскроем скобки:
Приведем подобные:
Пример 2: Дан отрезок АВ (см. Рис. 2). Точка С – середина отрезка, точка О – произвольная точка плоскости. , . Доказать, что вектор .
Решение:
1 способ: применим правило треугольника и выразим вектор как сумму двух векторов:
С другой стороны:
Получили систему двух уравнений:
Сложим уравнения системы:
, так как С – середина АВ, значит, модули данных векторов равны, но они противонаправлены, значит, их сумма – это нулевой вектор.
Получаем:
Поделим обе части на два:
Что и требовалось доказать.
2 способ:
Раскроем скобки и приведем подобные:
Пример 3: Доказать, что средняя линия трапеции параллельна основаниям и равна их полусумме.
Мы знаем, что средняя линия трапеции соединяет середины ее боковых сторон, кроме того, мы знаем, что основания трапеции параллельны.
Воспользуемся правилом многоугольника и выразим вектор как сумму векторов:
С другой стороны,
Получаем систему уравнений:
Выполним сложение уравнений системы, получаем:
Векторы противоположны и дают в сумме нулевой вектор, так как М – середина АВ, то есть модули данных векторов равны, кроме того, очевидно, что они противонаправлены. Аналогично векторы дают в сумме нулевой вектор. Таким образом, получаем:
Поделим обе части на два:
Таким образом, мы доказали, что средняя линия равна полусумме оснований. Кроме того, равенство вектора сумме говорит о том, что прямая MN параллельна основаниям трапеции.
Итак, в данном уроке мы изучили операцию умножения вектора на число и сформулировали законы умножения. Кроме того, мы научились применять факты о векторах к решению различных задач.
Список литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Задание 1: для произвольного четырехугольника MNPQ докажите, что: ; .
- Задание 2: сторона равностороннего треугольника равна а. Найдите: ; ;;;.
- Задание 3: точки M и N – середины сторон АВ и ВС треугольника . Выразите векторы , , , через векторы , .