Математика
Тема 15: Площадь. Профильный уровеньУрок 8: Решение базовых задач
- Теория
Решение задачи №1
Найти гипотенузу прямоугольного треугольника с катетами
и
.
Дано:
;
.
,
.
Найти:
.

Рис. 1. Прямоугольный треугольник ![]()
Решение
Поскольку
– прямоугольный, можем воспользоваться теоремой Пифагора.
![]()
![]()
Так как существует вариант, что
, то берем во внимание, что длина стороны – число положительное.
Ответ:
.
Решение задачи №2
Является ли прямоугольным треугольник со сторонами
,
,
?
Дано:
.
,
,
.
Определить:
– прямоугольный треугольник?
Решение
Обратим внимание, что если
является прямоугольным, то прямой угол будет самым большим углом этого треугольника. А значит, напротив него будет лежать самая большая сторона. А сторона, которая лежит напротив большого угла называется гипотенузой. Допустим, что
– гипотенуза. И пусть
предположительно прямоугольный. Тогда сможем применить теорему Пифагора.
![]()
![]()
25 = 4 + 16
25 ¹ 20
А это значит, что
не является прямоугольным.
Ответ:
не является прямоугольным.
Решение задачи №3
На рис. 2 на клетчатой бумаге поставлены точки
,
и
(в узлах сетки). Найдите длины отрезков
,
и
и определите, является ли прямоугольным треугольник
.

Рис. 2. Точки
,
и ![]()
Решение
Две клеточки – 1 единица измерения.
По условию задачи, нет прямоугольного треугольника. Но на клетчатой бумаге есть маленькие квадратики, а у них –
прямых угла. Этим и воспользуемся, сделав сами прямоугольный треугольник.
a) Проведем по вертикали вверх от точки
линию до пересечения с горизонтальной линией от точки
, отметим пересечение
(рис. 3) – получим прямоугольный треугольник
.
– гипотенуза. По теореме Пифагора,
.

Рис. 3. Построение точки ![]()
Так как рисунок выполнен на клеточной бумаге, то мы можем просто посчитать длину сторон
.
;
.
![]()
![]()
Аналогично найдем
через пересечения вертикали от точки
и горизонтали от точки
, обозначив
(рис. 4).

Рис. 4. Построение точки ![]()
Запишем для
, по теореме Пифагора,
.
![]()
![]()
Также найдем
.

Рис. 5. Построение отрезка ![]()
Для
:
.
![]()
Б)
– прямоугольный?
,
, ![]()
Найдем наибольшую сторону. Это сторона
. Предположим, что
– прямоугольный.
– гипотенуза. Тогда, по теореме Пифагора,
.
37 = 29 + 10
37 ¹ 39
Таким образом,
– не прямоугольный.
Ответ:
,
,
,
– не прямоугольный.
Вывод
На данном уроке мы рассмотрели решение базовых задач с использованием теоремы Пифагора.
Список рекомендованной литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Учебник “Геометрия, 7-9”, авт. Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев и др.
- Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Рекомендованное домашнее задание
- Найти гипотенузу
, если
,
– катеты,
см,
см. - Необходимо обнести забором участок, имеющий форму прямоугольного треугольника с катетами
м и
м. Как найти длину этой изгороди?