Математика
Тема 15: Площадь. Профильный уровеньУрок 9: Задачи из учебника Л.С. Атанасяна
- Видео
- Тренажер
- Теория
Решение задачи №1
Найти высоту равностороннего треугольника со стороной 10 (рис. 1).
Дано:
∆ АВС
АВ = ВС = АС = 10
ВН – высота
Найти: ВН - ?
Решение.
Все высоты сторон равностороннего треугольника равны друг другу.
Высота образует с противоположной стороной прямой угол. Поэтому появилось 2 прямоугольных треугольника: ∆АВН и ∆ВНС. Поэтому можем воспользоваться теоремой Пифагора.
1. ВН – высота, медиана и биссектриса. Так как равносторонний треугольник является равнобедренным. Высота такого треугольника, проведенная к основанию, является медианой и биссектрисой.
АН = НС = АС = 5
2. ∆ВНС – прямоугольный, Ð Н = 90° . по теореме Пифагора .
3.
Ответ: высота равностороннего треугольника ВН=.
Решение задачи №2
Найти высоты треугольника со сторонами 5; 5 и 8 (рис. 2).
Дано:
∆АВС
АВ = ВС = 5
АС = 8
АН1, ВН2, СН3 – высоты
Найти: АН1, ВН2 - ?
Решение.
Высоты АН1, СН3 на рисунке не рисуем, так как не знаем, где они будут находиться. Они будут равны друг другу, потому что в равнобедренном треугольнике высоты к боковым сторонам обязательно равны.
1. ВН2 – высота, медиана, биссектриса.
АН2 = Н2С = ½ АС = 4
2. ∆ ВН2С – прямоугольный, Ð Н2 = 90 °. По теореме Пифагора:
3. ВН22 = ВС2 – Н2С2 = 52 – 42 = 25 – 16 = 9
ВН2 = 3
Перейдем к нахождению высоты АН1. Поскольку мы не знаем, где она находится, мы не можем воспользоваться теоремой Пифагора. Но любая из высот треугольника может быть использована для вычисления его площади по формуле: ½ произведения высоты на основание, к которому проведена эта высота.
4. SАВС = ½ ВН2∙ АС = ½ АН1 ∙ ВС
Ответ: АН1 = 4,8; ВН2 = 3.
Решение задачи №3
В прямоугольном треугольнике с катетами 15 и 20 проведена высота к гипотенузе. Определить, на какие отрезки делит эта высота гипотенузу (рис. 3).
Дано:
∆ АСН
ВС = 20
АС = 15
Ð С = 90 °
СН – высота
Найти: АН, НВ - ?
Решение.
С одной стороны видно, что каждый из отрезков – катет одного из прямоугольных треугольников.
АН – катет ∆АНС, НВ – катет ∆НВС. СН – катет, который является общим. Воспользуемся формулой для нахождения площади треугольника АВС. Но необходимо найти гипотенузу АВ, к которой проведена высота СН.
1. По теореме Пифагора:
АВ2 = АС2 + ВС2 = 152+ 202 = 625
АВ = 25
2. SАВС = ½ ВС∙АС = ½ СН∙АВ
3. Теорема Пифагора для ∆ АСН:
АС2 = АН2 + НС2
Аналогично можно найти НВ. Или вспомнив, что АВ = АН + НВ.
НВ = АВ – АН = 25 – 9 = 16.
Ответ: АН = 9; НВ = 16.
Список литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцев и др. Геометрия, 7–9.
- Жмудь Л.Я. Пифагор и его школа. – Л.:Наука, Ленингр. Отделение, 1990.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Стороны прямоугольника – 5 см и 12 см. Найти диагональ прямоугольника.
- Диагонали ромба равны 18 и 24 см. Найти периметр ромба и расстояние между параллельными сторонами.