Математика
Тема 15: Площадь. Профильный уровеньУрок 15: Площади фигур. Решение задач
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задача 1
Дан равнобедренный треугольник , из произвольной точки основания опущены перпендикуляры на боковые стороны. Длины их – и соответственно. – это высота, которая опущена на боковую сторону. Доказать, что сумма и равняется высоте (см. Рис. 1).
Дано:
;
; ; ;
; .
Доказать: .
Доказательство
Рассмотрим площади треугольников и : основания у них одинаковы, – высота первого треугольника, – высота второго треугольника. Имеем:
ч. т. д.
Задача 2
Дан равносторонний треугольник , – произвольная точка внутри треугольника, из которой опущены три перпендикуляра на три стороны, их длины , и , – высота в треугольнике. Доказать, что (см. Рис. 2).
Дано: .
Доказать: .
Доказательство
Площадь треугольника состоит из трех площадей треугольников с общей вершиной .
ч. т. д.
Задача 3
Докажем важное свойство биссектрисы угла треугольника:
Биссектриса угла треугольника рассекает противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам.
Части обозначим как и , а стороны, как и соответственно (см. Рис. 3).
Дано: – биссектриса.
Доказать: .
Доказательство
Имеем две площади и , биссектриса рассекла треугольник на два треугольника.
Рассмотрим отношение этих площадей: (так как треугольники имеют общую высоту).
– биссектриса, т. е. геометрическое место точек, равноудаленных от сторон угла. Значит, если мы из точки опустим перпендикуляры на стороны и , то они будут равны, обозначим их как . Значит, общим у этих треугольников являются их равные высоты, опущенные на разные основания. А значит: . Отсюда следует: .
ч. т. д.
Запишем это свойство в следующем виде:
Задача 4
Найти отношение площадей по рисункам:
a) По рисунку 4 найти отношение .
Решение
Так как высоты одинаковы, то площади относятся как основания.
b) По рисунку 5 найти .
Решение
Мы знаем, что оба треугольника имеют один и тот же угол при вершине . Значит: .
Отношение треугольников с общим углом равно произведению отношений соответствующих сторон этих треугольников.
c) По рисунку 5 найти .
Решение
d) По рисунку 5 найти .
Решение
Эти треугольники с одинаковой высотой, их площади относятся как основания.
Эти треугольники равновелики.
Ответ: , , , .
Задача 5
Дан треугольник , – средняя линия. Дана площадь треугольника . Найти: a) , b) , c) (см. Рис. 6).
Решение
a) Чтобы найти площадь четырехугольника , сперва нужно найти площадь треугольника , а для этого надо сравнить площадь тругольника с площадью треугольника .
(так как у этих треугольников общий угол).
b) Чтобы найти площадь треугольника , сравним его с треугольником . У них одинаковое основание и высота из вершины , то есть эти треугольники равновеликие, .
c) Осталось найти площадь треугольника . Площадь треугольника удобно сравнить с площадью треугольника . Аналогично предыдущему случаю получаем, что площади этих треугольников равны.
Ответ: , , .
Задача 6
Дано: , – медиана, – биссектриса;
; .
Найти: (см. Рис. 7).
Решение
1. – биссектриса и высота в треугольнике . Если биссектриса совпадает с высотой, то этот треугольник – равнобедренный.
Обозначим сторону , сторону , а отрезки . Значит, , . Следовательно, треугольники и равны, так как они имеют одинаковые катеты и и общий катет .
2. – биссектриса, а значит, она рассекает противоположную сторону на части, пропорциональные прилежащим сторонам. А значит:
3. Теперь рассмотрим треугольники и .
(так как у них одинаковая высота, а основания лежат на одной прямой и отличаются в два раза).
– медиана, она рассекает треугольник на два равновеликих треугольника, а значит: .
Ответ: 60.
Задача 7
Дано: ; ; ; .
Найти: (см. Рис. 8).
Решение
Обозначим площади треугольников как , , и решение начнем с того, что расставим нужные коэффициенты согласно отношениям сторон в условии.
,
;
1. Найдем отношение площади треугольника к площади всего треугольника.
(так как у этих треугольников общий угол)
Точно так же найдем площади и по отношению к площади всего треугольника.
2.
2.
3.
Ответ: 0,26.
Еще раз обсудим ход решения. В произвольном треугольнике зафиксированы на сторонах три точки. Из них получили треугольник. Как найти отношение площади полученного треугольника к площади исходного треугольника? Площадь полученного треугольника – это площадь исходного треугольника без площадей треугольников , , . Каждую из этих площадей мы можем найти через площадь исходного треугольника. В результате получаем нужное нам отношение. В этой задаче особое внимание нужно обратить на свойства треугольников, имеющих общий угол.
Список литературы
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Позняк Э.Г., Юдина И.И. Геометрия, 7-9 классы – 15-е изд. – М.: Просвещение, 2005.
2. Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
3. Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
4. Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт YouTube (Источник)
2. Интернет-сайт «Курсотека» (Источник)
3. Интернет-сайт fxyz.ru (Источник)
Домашнее задание
1. В треугольнике сторона , высота , опущенная на сторону , равна 3. Основание высоты лежит на стороне , длина отрезка равна длине стороны . Найти длину стороны .
2. В треугольнике на стороне взята точка , а на стороне – точка . Отрезки и пересекаются в точке . Найти площадь треугольника , если площади треугольников , , равны соответственно , , .
3. Известно, что точки и лежат соответственно на сторонах и треугольника , а точка – точка пересечения и . Известно, что площади треугольников и равны соответственно 1 и 8, а треугольник и четырехугольник равновелики. Найти площадь треугольника .