Математика
Тема 16: Подобные треугольники. Профильный уровеньУрок 11: Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Подобные треугольники
Урок: Значения синуса, косинуса и тангенса для углов 30, 45 и 60 градусов
1. Повторение основных тригонометрических функций и тождеств
Повторим материал из предыдущего урока (см. Рис. 1).
Рис. 1
.
Перейдем к вычислению значений тригонометрических функций основных углов.
2. Вычисление 
Пример 1. Вычислить .
Решение. Пусть угол . Воспользуемся готовым Рис. 1.
По свойству катета, лежащего напротив угла
, тогда по теореме Пифагора
.
По определению: .
Ответ. .
3. Вычисление 
Пример 2. Вычислить .
Решение. Пусть угол , тогда
(см. Рис. 1). Т.е. задача сведена к предыдущему треугольнику, воспользуемся выражениями для его катетов.
Запишем формулы для вычисления тригонометрических функций, учитывая, что обозначения сторон в них могут меняться, и под формулой для вычисления синуса угла, например, следует понимать: . Тогда:
.
Ответ. .
4. Вычисление 
Пример 3. Вычислить .
Решение. Пусть угол . Тогда
, следовательно,
равнобедренный, т.е.
. По теореме Пифагора:
.
. При вычислении значения синуса числитель и знаменатель дроби домножаем на
, чтобы избавиться от иррациональности в знаменателе.
Ответ: .
5. Составление таблицы значений тригонометрических функций основных углов и решение примера
Занесем полученные результаты в таблицу.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Следует отметить, что в ходе вычислений можно заметить, что вследствие того, что :
.
Данную таблицу несложно выучить и использовать при решении многочисленных задач.
Пример 4. В прямоугольном треугольнике . Вычислить
.
Решение. Воспользуемся Рис. 1.
.
Ответ: .
Список литературы
- Александров А.Д. и др. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2006.
- Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Мерзляк А.Г., Полонский В.Б., Якир С.М. Геометрия, 8 класс. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2009.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Стр. 92: № 133 (б, в), 134 (б, ж), 135 (е). Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б., Прасолов В.В. Геометрия, 8 класс. – М.: Просвещение, 2011.
- Найдите значение выражения
.
- В прямоугольной трапеции
. Найдите углы трапеции, прилежащие к ее большей боковой стороне.
- Основания трапеции равны 7 см и 15 см, а углы при большем основании –
и
Найдите высоту и диагонали трапеции.