Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 2: Нахождение области определения и области значений числовой функции
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Нахождение области определения и области значений числовой функции
1. Повторение основных определений
Понятие функции одно из важнейших в математике. Именно функции описывают реальную жизнь: полет ракеты или самолета, движение поезда, изменение прибыли предприятия и т.д. Свойства функции связывают воедино, казалось бы, разрозненные методы решения уравнений, неравенств, систем.
Функцией называется закон
, по которому каждому элементу
ставится в соответствие единственный элемент
.
Множество всех допустимых значений аргумента
называется областью определения функции и обозначается
.
Область определения функции – важнейшая характеристика функции. Если при задании функции множество
не задано, то область определения считается естественной, т.е. совпадающей с областью определения выражения
.
Множество всех значений, которые принимает зависимая переменная, называют областью значений функции и обозначается
.
Смысл выражения «область значений функции
,
, есть множество
» состоит в следующем:
1. Любому элементу
соответствует единственный элемент
;
2. Любое значение
достигается хотя бы при одном значении
.
2. Связь между основными характеристиками функции
Графиком функции называют множество всех точек координатной плоскости, абсциссы которых равны значениям аргумента, а ординаты – соответствующим значениям функции.
Функцию характеризуют область определения, область значений и график.
Опишем связь между этими основными характеристиками функции.

– проекция графика функции
на ось ОХ является областью определения функции.
,
Любая вертикальная прямая
,
, пересекает график функции только в одной точке. Это следует из определения функции.
Рис. 1. Геометрический смысл области определения функции.

– проекция графика функции
на ось ОY является областью значений функции.
.
Горизонтальная прямая
,
, пересекает график функции хотя бы в одной точке. Значение функции
достигается при
.
3. Обсуждение определения функции
По определению функции должно выполняться условие единственности: каждому элементу
ставится в соответствие единственный элемент
.
Почему выдвигается такое требование? Поясним это на примере графика пути в школу.
По оси абсцисс задано время, по оси ординат – расстояние
. График иллюстрирует путь в школу
, пребывание в школе
и обратный путь домой
. В каждый момент времени t ученик находился на фиксированном расстоянии S от дома (в данный момент времени невозможно одновременно быть на расстоянии 1 км и 3 км от дома). Но на расстоянии
от дома ученик был и в момент времени
, и в момент времени
.
Вывод: каждому значению аргумента соответствует единственное значение функции и каждому значению функции соответствует хотя бы одно значение аргумента.

4. Решение задачи на понимание основных понятий
Задана функция
,
. Найдите множество всех значений параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Из смысла понятий
следует, что
1. Если значение функции равно
и
, то это значение достигается хотя бы при одном значении
;
2. Если значение функции равно
и
, то это значение не достигается ни при одном значении
.
Ответ:
.
5. Решение задач на нахождение области определения и области значений функции
1. Дана функция
. Найдите область определения и область значений заданной функции.
Решение. Поскольку выражение
имеет смысл при всех значениях переменной
, то
.
Т.к.
, то
. См. Рис. 4.
Ответ:
.

1. Дана функция
. Найдите множество всех значений параметра
,
при каждом из которых уравнение
имеет
а. Хотя бы одно решение;
б. Одно решение;
в. Два различных решения.
Решение.
Задача решается графически (см. Рис. 5) и учитывается условие:
.
Ответ:а.
или
;
б.
;
в.
.

3. Дана функция
. Найдите область определения и область значений заданной функции.
Решение. См. Рис. 6.
Рассмотрим функцию
. Условие существования квадратного корня:
. Следовательно,
.
С другой стороны,
, откуда следует, что
.
Ответ: ![]()

6. Итог урока
На уроке были подробно рассмотрены определения области определения и области значений функции и решены соответствующие задачи.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 4, 9, 12 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 8.127 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).