Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 3: Задачи на нахождение области определения и области значений функции в более сложных случаях
- Теория
Вступление
Важными характеристиками конкретных функций являются область определения и область значений. На уроке будут рассматриваться задачи на нахождение области определения, области значений функции, сопутствующие задачи на функции, включая задачи с параметрами.
Задача 1
Найдите область определения функции
.
Решение. Область определения задается неравенством


Рис. 1. Область определения функции ![]()
Ответ: ![]()
Задача 2
Найдите область определения функции
.
Решение. Область определения задается системой
![]()

Рис. 2. Область определения функции
Ответ: ![]()
Задача 3
Найдите область определения и область значения функции
Изобразите схематически ее графики.
Решение.
1. Область определения задается неравенством (см. Рис. 3)
.
2. Под корнем имеем функцию
, где
(см. Рис. 4). Область значения этой функции
Поскольку
и
то
.
Ответ: ![]()

Рис. 3. График функции ![]()

Рис. 4. График функции
при
.

Рис. 5. Схематический график функции
.
3. Схематический график функции
изображен на Рис.5.
.
.
|
x |
-4 |
0 |
4 |
|
y |
0 |
4 |
0 |
Примечание
На примере данной функции иллюстрируется связь между областью значения, областью определения и графиком.
1. Проекция графика функции
на ось
- область определения:
(см. Рис. 6).

Рис. 6. Проекция графика функции
на ось
.
2. Область значений функции
– проекция графика на ось
.
Сопутствующая задача с параметром
Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение. Строится график функции
.
Пересечение прямой
и графика функции существует тогда и только тогда, когда
(см. Рис. 7).
Ответ: ![]()
Рис. 7. График функций
Задача с кусочно заданной функцией
а. Найдите ![]()
б. Вычислите ![]()
в. Постройте график функции.
г. Найдите ![]()
д. Найдите все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение.
в. Построим график функции
(см. Рис. 8).

Рис. 8. График функции f(х)
С помощью графика решим остальные задачи.
а. Область определения
– проекция графика на ось
б. Из графика (см. Рис. 9 )
не существует.

Рис. 9. График функции f(x) и ее значение в соотвествующих точках
г. Область значения
– проекция графика на ось
д. Искомое множество совпадает с областью значения функции. Значит
.
Итог урока
На уроке были рассмотрены задачи на нахождение области определения и области значений конкретных функций. Рассмотрены сопутствующие задачи, включая задачи с параметрами. На следующем уроке будут рассматриваться способы задания функций.
Список рекомендованной литературы
1. Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс (учебник для средней школы).-М.: Просвещение, 1992.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики.-М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса.-М.: Просвещение, 2002.
4. Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов (учебное пособие для учащихся школ и классов с углубл. изуч. математики).-М.: Просвещение, 1996.
5. Мордкович А.Г. Алгебра 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
6. Мордкович А.Г. , Мишутина Т.Н., Тульчинская Е.Е. Алгебра 9 класс, задачник для общеобразовательных учреждекний. – М.: Мнемозина, 2002.
7. Глейзер Г.И. История математики в школе. 7-8 классы (пособие для учителей).-М.: Просвещение, 1983.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Портал Естественных Наук (Источник).
3. Exponenta.ru Образовательный математический сайт (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. № 6, 13, 20 (Макарычев Ю.Н. и др. Алгебра 9 класс).
2. № 8.131 (Галицкий М.Л., Гольдман А.М., Звавич Л.И. Сборник задач по алгебре для 8-9 классов).