Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 10: Определения и свойства четных и нечетных функций
- Теория
Тема урока, введение
В этом уроке будут даны строгие определения четных и нечетных функций, рассмотрены их свойства, решены некоторые задачи.
Основные определения
Определение 1: Функция
называется четной, если для любого значения x из множества X выполняется равенство: ![]()
Определение 2: Функция
называется нечетной, если для любого значения x из множества X выполняется равенство: ![]()
Примеры:
1.
четная, т.к. ![]()
2.
нечетная, т.к. ![]()
3.
четная, ![]()
4.
нечетная,
.
Дадим развернутое определение четной функции.
Определение 3: Функцию
называют четной, если выполнены два условия для всех ![]()
1. Область определения симметрична относительно нуля, т.е.
![]()
2. ![]()
Из определения вытекает важное свойство четной функции:
График четной функции симметричен относительно оси y (Рис. 1).

Дадим развернутое определение нечетной функции.
Определение 4: Функцию
называют нечетной, если выполнены два условия для всех ![]()
1. Область определения симметрична относительно нуля, т.е. ![]()
2. ![]()
Из определения нечетной функции вытекает свойство: График нечетной функции симметричен относительно т. (0; 0) (Рис. 2).

Если функция
не является ни четной, ни нечетной, то ее называют функцией общего вида.
Примеры
Примеры:
Пример 1. Определите вид функции ![]()

четная функция, ее график симметричен относительно оси y.
Пример 2. Определите вид функции ![]()

В точке
функция не существует, а в точке
существует. Область определения несимметрична относительно нуля, значит
функция общего вида.
Пример 3.Определите вид функции ![]()

Обе точки выколотые, график и область определения симметричны относительно начала координат, функция четная.
Пример 4. Определите вид функции ![]()

рафик и область определения симметричны относительно начала координат, функция нечетная.
Пример 5. Определите вид функции ![]()

В точке с абсциссой 2 функция не существует, в точке с абсциссой -2 существует. Область определения несимметрична относительно нуля, это функция общего вида.
Пример 6. Определите вид функции ![]()

Область определения симметрична относительно нуля, функция нечетная.
Примеры на исследование функции
Рассмотрим примеры на свойства четных и нечетных функций.
Пример 7: Исследовать на четность функцию ![]()
Решение:
Первый способ:
,функция четная.
Второй способ:
Возведем в квадрат обе части равенства. Тогда вместо уравнения получим систему:
Второе уравнение полученной системы – уравнение окружности с центром в т.(0; 0) радиусом 4. Но т.к.
, графиком уравнения
является верхняя полуокружность (Рис. 9).

График симметричен относительно оси y, поэтому функция четная.
Ответ: Функция четная.
Пример 8. Известно, что функция
четная и убывает при
Определите характер монотонности функции при ![]()
Решение:
Нам известно, что функция убывает на луче
. Раз она определена на луче
и является четной, то она определена и на луче ![]()
График четной функции симметричен относительно оси y, т.е. функция возрастает на луче ![]()
В качестве примера изобразим график функции
(Рис. 10).

Ответ: Функция возрастает при ![]()
Пример 9. Дана функция
, где ![]()
Задайте
так, чтобы функция
являлась
а. четной
б. нечетной.
Решение:
Если функция четная, ее график симметричен относительно оси y, т.е.
(Рис. 11).

Если функция нечетная, ее график симметричен относительно т. (0; 0), т.е.
(Рис. 12).

Заключение, вывод
Мы рассмотрели определения и свойства четных и нечетных функций, решили некоторые типовые задачи На следующем уроке мы продолжим изучение свойств четных и нечетных функций.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 275 – 278.