Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 12: Степенная функция с четным показателем степени , ее свойства и график
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Степенная функция с четным показателем степени
её свойства и график
1. Тема урока, введение
Мы уже знакомы с функцией
На этом уроке мы познакомимся со степенной функцией вида
изучим свойства и графики таких функций.
2. Изучение свойств функции
Рассмотрим функцию ![]()
четная функция, ![]()
График симметричен относительно оси y.
Рассмотрим график функции
при
Построим график по таблице значений функции (Рис. 1).
|
x |
0 |
1 |
|
2 |
|
|
y |
0 |
1 |
|
16 |
|

Симметрично отобразим график относительно оси y, и получим график функции
(Рис. 2).

Прочтем полученный график.
1. ![]()
2. Функция четная.
3. Убывает при
возрастает при ![]()
4. Функция ограничена снизу и не ограничена сверху.
5.
не существует.
6. Функция непрерывна.
7. Область значений: ![]()
8. Функция выпукла вниз. Это значит, что если мы соединим отрезком две точки на графике, то график будет расположен под этим отрезком.
3. Изучение свойств функции
Рассмотрим функцию
Например, ![]()
Это четная функция. Графики всех таких функций проходят через три фиксированные точки (0; 0); (1; 1); (-1; 1).
Кривая
касается оси x в точке (0; 0) и похожа на кривую
но круче при ![]()
Рассмотрим взаимное расположение кривых ![]()
|
|
0 |
|
2 |
|
|
0 |
|
4 |
|
|
0 |
|
6 |

4. Решение задач
Рассмотрим примеры.
1. Что больше:
Ответ:
Что больше:
Ответ: ![]()
Что больше:
Ответ: ![]()
2. Построить графики функций и найти
:
a. ![]()
b. ![]()
Решение:
a. Чтобы получить график функции
необходимо построить график функции
и сдвинуть его на 2 вправо вдоль оси x (Рис. 4).

b. Чтобы получить график функции
необходимо построить график функции
и сдвинуть его на 1 вверх вдоль оси y (Рис. 5).

3. Найти
построить график функции ![]()
Решение: Чтобы получить график функции
, кривую
необходимо сдвинуть на 1 вправо и на 0,5 вверх (Рис. 6).

В следующей задаче мы используем данные предыдущей задачи.
4. Найти все значения параметра a, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение:
Рассмотрим построенный график функции
(Рис. 6) и пересечем его семейством прямых
.
Если
нет решений.
Если
1 решение.
Если
2 решения.
Фактически, множеством значений параметра, при которых уравнение имеет решение, является множество значений функции
Ответ: ![]()
5. Найти все значения параметра
, при каждом из которых уравнение
имеет:
a. два корня разных знаков;
b. два положительных корня.
Решение:
Методика та же, что и в предыдущей задаче – рассмотреть график функции
и пересечь его семейством прямых
(Рис. 6).
Ответ:
a.
b. ![]()
Определить число решений системы ![]()
Решение:
Построим графики функций
и
в одной системе координат (Рис. 7).

На промежутке
функция
убывает, а функция
возрастает, имеется одна точка пересечения. На промежутке
функция
возрастает, а функция
убывает, имеется одна точка пересечения. Итого, имеется два решения данной системы.
Ответ: Два решения.
5. Вывод, заключение
Мы построили график и изучили свойства функции
степенной функции с четным показателем; использовали эти свойства при решении задач. На следующем уроке мы изучим свойства функции
степенной функции с нечетным показателем.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 305, 307(а, в), 309, 308(б, г).