Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 13: Степенная функция с нечетным показателем степени , ее свойства и график
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Степенная функция с нечетным показателем степени
её свойства и график
1. Введение
Мы рассмотрим свойства и график степенной функции с нечетным показателем степени
т.е. функции вида ![]()
2. Функция и её свойства
Рассмотрим функцию
(рис. 1).

График проходит через три фиксированные характерные точки: ![]()
Прочтем график и сформулируем свойства функции.
![]()
2. Функция нечетная,
График симметричен относительно начала координат.
3. Функция возрастает.
4. Не ограничена ни сверху, ни снизу.
5 .Не имеет ни наибольшего, ни наименьшего значения.
6. Функция непрерывна. Это значит, что кривую можно изобразить, не отрывая карандаша от бумаги.
7. ![]()
8. Выпукла вверх при
выпукла вниз при
.
3. Функция и её свойства
Рассмотрим свойства иных степенных функций с нечетным показателем степени.
Функция ![]()
1. ![]()
2. Функция нечетная, ![]()
3. График проходит через три фиксированные точки: ![]()
4. Функция возрастает.
5. Не ограничена ни сверху, ни снизу.
6. Нет ни наибольшего, ни наименьшего значения.
7. Функция непрерывна.
8. ![]()
9. Выпукла вверх при
выпукла вниз при ![]()
4. Примеры
Рассмотрим взаимное расположение кривых на примере функций
(рис. 2).

![]()
![]()
Например, ![]()
Рассмотренное свойство является ключом к решению ряда задач.
1. Найдите
и постройте график функции.
![]()
![]()
Решение:
График получим из известного нам графика
путем сдвига на две единицы вправо (рис. 3).

Отметим точки пересечения с осями.
Ответ: ![]()
2. График данной функции получаем из графика функции
сдвигом на одну единицу вверх (рис. 4).

Ответ: ![]()
5. Свойство функции с нечетным показателем
Мы изучаем степенные функции с нечетным показателем степени. Все они монотонно возрастают на всей области определения. Отметим важное свойство:
Если функция
возрастает, а функция
убывает, и если уравнение
имеет корень, то этот корень – единственный (рис. 5).

![]()
![]()
![]()
6. Решение задач
Рассмотрим примеры:
1. Решить уравнение ![]()
решить неравенство ![]()
Решение:
![]()

Корень ![]()
Функция
монотонно возрастает, функция
монотонно убывает, корень есть, значит, он единственный.
Решением неравенства является луч ![]()
Ответ: ![]()
2. Построить график кривой ![]()
Решить уравнение ![]()
Решить неравенство ![]()
Решение:
Построим график функции
Для этого график функции
сдвинем на 3 вправо вдоль оси x и на 1 вниз вдоль оси y(рис. 7).

Функция монотонно возрастает, поэтому прямая
пересекает кривую только в одной точке. Это точка ![]()
Решением неравенства является луч
На этом промежутке кривая расположена выше оси x.
Ответ: ![]()
3. Найти область значений функции
где ![]()
Решение:

Если x
то yвозрастает и ![]()
Ответ: ![]()
4. Определить число решений системы ![]()
Решение:
Построим график каждой функции. График функции
симметричное отображение графика
относительно оси x.Если
монотонно возрастает, то
монотонно убывает.
График функции
получаем сдвигом графика
на 6 вниз вдоль оси у(рис. 9).

Функция
монотонно возрастает, и если кривые пересекаются, то только в одной точке.
Ответ: Система имеет только одно решение.
7. Заключение
Мы рассмотрели график и свойства степенной функции с нечетным показателем степени. На следующем уроке мы рассмотрим задачи на степенную функцию с натуральным показателем.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб.для общеобразоват. учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4 .Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.:ил.
Рекомендованные ссылки на ресурсы интернет
1. Открытая математика (Источник).
2. Задачи (Источник).
3. Решу ЕГЭ (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
№№306, 307(б, г), 310, 308(а, в).