Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 17: Задачи на степенные функции
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Задачи на степенные функции ![]()
1. Тема урока, введение
Мы вспомним свойства степенных функций с целым отрицательным показателем и используем их при решении задач на степенную функцию.
2. Напоминание: график и свойства функции
Функция ![]()

Основные свойства:
1. ![]()
2. ![]()
3. Функция четная.
4. Две характерные фиксированные точки для всех кривых: ![]()
5. Асимптоты: прямые ![]()
6. Если
то y возрастает, ![]()
Если
то y убывает, ![]()
3. Напоминание: график и свойства функции
Функция ![]()

Основные свойства:
1. ![]()
2. ![]()
3. Функция нечетная.
4. Две фиксированные характерные точки для всех кривых: ![]()
5. Асимптоты: прямые ![]()
6. Если
то y убывает, ![]()
Если
то y убывает, ![]()
4. Решение задач
Рассмотрим типовые задачи:
1. Какая из точек – А или В – принадлежит графику функции
если ![]()
Решение:

т. А: 
т. А принадлежит графику.
т. В: 
т. В не принадлежит графику.
Ответ: т. А.
2. Какая из точек А, В, С принадлежит графику функции
если
Решение:

т. А: ![]()
т. В: 
т. С: ![]()
Ответ: т. В принадлежит графику.
3. Постройте график функции
и прочтите его.
Решение:
Построим график функции
(Рис. 5). Его асимптоты – прямые
и
.

Чтобы получить график функции
необходимо график
сдвинуть на 1 вверх по оси yи на 1 единицу влево по оси x (Рис. 6).

Асимптоты полученного графика – прямые
и
, характерные точки ![]()
Если
то y возрастает, ![]()
Если
то y убывает, ![]()
4. Найдите все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет хотя бы одно решение.
Решение:
Нам необходимо построить график функции
, пересечь его семейством прямых
, найти точки пересечения и записать ответ (Рис. 7).

Ответ: ![]()
5. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
1. Не имеет решений.
2. Имеет только отрицательные решения.
3. Имеет два корня разных знаков.
Решение:
Ответ:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
6. Постройте график функции
и прочитайте его.
Решение:
Построим график функции
(Рис. 8).

Теперь чтобы получить график функции
сдвинем кривую
на 2 вправо вдоль оси x, и на 3 вверх по оси y (Рис. 9).

Прямые
и
являются асимптотами.
Характерные точки – ![]()
Если
то y убывает, ![]()
Если
то y убывает, ![]()
7. Найти все значения параметра m, при каждом из которых уравнение
имеет решения
1. На луче ![]()
2. На луче ![]()
Решение:
Изобразим график функции
и пересечем его семейством прямых
(Рис. 10).

Ответ:
1. ![]()
2. ![]()
8. Решите графически неравенство ![]()
Решение:
Построим в одной системе координат график функции
и график функции
(Рис. 11).

Графики пересекаются в точке ![]()
![]()
Чтобы выполнялось неравенство
кривая
должна располагаться выше прямой ![]()
Ответ: ![]()
9. Даны две функции,
и
, где ![]()
Докажите, что ![]()
Доказательство:
Тождество доказано.
5. Вывод, заключение
Мы вспомнили свойства функции с целым показателем, решили задачи с их использованием. На следующем уроке мы рассмотрим графики функций и их преобразования.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 337, 338, 346.