Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 19: Основные правила преобразования графиков функций
- Теория
Введение
Наверняка многие из вас могут быстро и правильно построить графики некоторых функций, не прибегая к вычислениям значений точек. Всем известно, что график функции
– это прямая, а график функции
– это парабола. Но как построить, например, график функции
, не вычисляя значения точек? Для этого существуют правила преобразования графиков функций.
Преобразование симметрии относительно оси Ox
Предположим, что у нас есть функция
(график этой функции – это парабола) и необходимо построить график функции
. Вычислим значения некоторых точек для графиков этих функций.

Из таблиц видно, что одним и тем же значениям аргумента соответствуют противоположные значения функций. Графически это означает, что графики расположены симметрично относительно оси абсцисс. То есть заданная парабола (
) зеркально отобразится относительно оси
(см. Рис. 1).

Рис. 1. Графики функций
и ![]()
Таким образом, если у нас есть произвольный график
, то для построения графика
необходимо график
симметрично отразить относительно оси
(см. Рис. 2). Такое преобразование называется преобразованием симметрии относительно оси
.

Рис. 2. Преобразование симметрии относительно оси ![]()
Преобразование симметрии – зеркальное отражение относительно прямой. График
получается из графика функции
преобразованием симметрии относительно оси
.
На рисунке 3 показаны примеры симметрии относительно оси
.

Рис. 3. Симметрия относительно оси Ox
Параллельный перенос вдоль оси Oy
Предположим, что у нас есть функция
(график этой функции – это парабола) и необходимо построить график функции
. Вычислим значения некоторых точек для графиков этих функций.

Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции у графика
больше на 3 единицы. Графически это означает, что график функции
находится на 3 единицы выше, чем график функции
(см. Рис. 4).

Рис. 4. Графики функций
и ![]()
График
получается из графика функции
параллельным переносом последнего вдоль оси ординат на
единиц вверх, если
, и на
единиц вниз, если
(см. Рис. 5, 6).

Рис. 5. Параллельный перенос вдоль оси
(при
)

Рис. 6. Параллельный перенос вдоль оси
(при
)
Растяжение от оси Ox и сжатие к оси Ox
Предположим, что у нас есть функция
(график этой функции – это парабола) и необходимо построить график функции
. Вычислим значения некоторых точек для графиков этих функций.

Из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции у графика
больше в 2 раза. Графически это означает, что график функции
сужается по сравнению с графиком функции
(см. Рис. 7).

Рис. 7. Графики функций
и ![]()
Если необходимо построить график функций
, то из таблиц видно, что при одних и тех же значениях аргумента значения функции у графика
меньше в 2 раза, чем у
. Графически это означает, что график функции
расширяется по сравнению с графиком функции
(см. Рис. 8).


Рис. 8. Графики функций
и ![]()
Чтобы построить график функции
, где
и
, нужно ординаты точек заданного графика умножить на
. Такое преобразование называется растяжением от оси
с коэффициентом
, если
, и сжатием к оси
, если
(см. Рис. 9, 10).

Рис. 9. Растяжение от оси ![]()

Рис. 10. Сжатие к оси ![]()
Параллельный перенос вдоль оси Ox
Предположим, что у нас есть функция
, необходимо построить график функции
. Вычислим значения некоторых точек для графиков этих функций.

Из таблиц видно, что одинаковым значениям функции соответствуют значения аргумента, отличающиеся на 2 единицы. Это означает, что график данной функции переместился на 2 единицы относительно оси ординат влево (см. Рис. 11), так как для получения одинаковых значений функций приходится брать значения аргумента на 2 меньше:
, при ![]()
при ![]()
Следовательно, если необходимо было построить график функции
, то сдвиг на 3 единицы относительно оси ординат был бы вправо (по сравнению с графиком функции
) (см. Рис. 11).

Рис. 11. Графики функций
,
и ![]()
График
получается из графика функции
параллельным переносом последнего на
единиц влево, если
, и на
единиц вправо, если
(см. Рис. 12, 13).

Рис. 12. Параллельный перенос влево при ![]()

Рис. 13. Параллельный перенос вправо при ![]()
Обратите внимание на то, что по этому принципу из графика
не построить график
, ведь мы добавили 1 не ко всем вхождениям
в это выражение. А вот график
построить можно, сдвинув исходный график на 1 влево (см. Рис. 14).

Рис. 14. Графики функции
и ![]()
Растяжение от оси Oy и сжатие к оси Oy
График функции
, где
и
, получается из графика функции
сжатием с коэффициентом
к оси
(если
указанное «сжатие» фактически является растяжением с коэффициентом
) (см. Рис. 15, 16).

Рис. 15. Сжатие к оси ![]()

Рис. 16. Растяжение от оси ![]()
Подобное преобразование мы уже рассматривали в случае построения графика функции
.
Преобразование симметрии относительно оси Oy
Ранее мы рассматривали преобразование симметрии относительно оси Ox, то есть функция умножалась на (-1). Рассмотрим случай, когда на (-1) умножается только аргумент.
![]()
В этом случае график симметрично отображается относительно оси ординат, так как значения функций будут одинаковы при противоположных значениях аргумента:
для функции
:
при ![]()
при ![]()
для функции
:
при ![]()
при ![]()
График
получается из графика функции
преобразованием симметрии относительно оси
(см. Рис. 17).

Рис. 17. Преобразование симметрии относительно оси Oy
Построение графиков
и ![]()
Пусть дан график
, построим график
. Для начала раскроем модуль по определению:
Следовательно, те точки, в которых значения функции положительны или равны 0, остаются на месте, а все точки, в которых значения отрицательны, – отражаются относительно оси
(см. Рис. 18).

Рис. 18. Графики функций
и
(красным цветом выделена общая часть этих графиков)
Для того чтобы построить график
, нужно часть исходного графика, лежащую выше оси
, оставить без изменения, а нижнюю отразить наверх относительно оси
.
Пусть дан график
, построим график
. Для начала раскроем модуль по определению:
Следовательно, все точки с положительными или равными нулю абсциссами остаются без изменения, а все точки с отрицательными – заменяются точками с противоположными абсциссами (см. Рис. 19).

Рис. 19. Графики функций
и
(красным цветом выделена общая часть этих графиков)
Для того чтобы построить график
, нужно часть исходного графика, соответствующую значениям
, оставить без изменений и отразить ее относительно оси
для значений
.
Задача 1
Построить график функции
.
Решение
Построим график заданной функции последовательно (см. Рис. 20):
1. Строим график
.
2. График
получается из графика
параллельным переносом последнего на 2 единицы вправо.
3. График
получается из графика функции
параллельным переносом последнего вдоль оси ординат на 3 единицы вверх.

Рис. 20. Иллюстрация к задаче
Мы могли бы сделать операции в обратном порядке, то есть сначала поднять график
на 3 единицы вверх, а потом получившийся график сдвинуть вправо на 2 единицы (см. Рис. 21).

Рис. 21. Иллюстрация к задаче
Обратите внимание, что не все графики функций можно строить в произвольном порядке. Например, для построения графика
сначала нужно построить график
, затем график
(растяжение от оси
), а далее – график
(параллельный перенос вдоль оси ординат) (см. Рис. 22). Если же сделать в другой последовательности, то есть построить
, то далее на 2 придется умножить всё выражение.
![]()
– ПРАВИЛЬНО
– НЕПРАВИЛЬНО

Рис. 22. Иллюстрация к задаче
Пример
Построить график
.
Решение
1. Строим график
(гипербола) (см. Рис. 23).
2. Строим график
(из аргумента вычитается 2, следовательно, сдвигаем график
на 2 единицы вправо) (см. Рис. 23).
3. Строим график
(домножение функции на (-1), следовательно, отражаем график
относительно оси
) (см. Рис. 24).
4. Строим график
(добавление 2 к функции, следовательно, сдвигаем график
на 2 единицы вверх) (см. Рис. 24).
5. Строим график
(модуль функции, следовательно, отражаем нижнюю часть графика
относительно оси
, а верхнюю оставляем без изменений) (см. Рис. 25).
![]()

Рис. 23. Иллюстрация к задаче

Рис. 24. Иллюстрация к задаче

Рис. 25. Иллюстрация к задаче (искомый график)
Список литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. – 192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. – 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002. – 143 с.: ил.
3. Макарычев Ю.Н. Алгебра. 9 класс : учеб.для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, И.Е. Феоктистов. – 7-е изд., испр. и доп. – М.: Мнемозина, 2008.
5. Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра 9 кл. С углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт учебного центра «Резольвента» (Источник)
2. Интернет-сайт «Инфоурок» (Источник)
3. Интернет-сайт YouTube (Источник)
Домашнее задание
1. Упражнения 64, 66, 68 (б, г), 69 (в, ж), 70 (и) (стр. 65-69) Виленкин Н.Я., Сурвилло Г.С. и др. Алгебра 9 кл. (Источник).
2. Даны графики функций: а)
; б)
; в) ![]()
Какое уравнение будет иметь функция, график которой образуется из данных графиков функций: 1. при параллельном переносе вверх на 3 единицы; 2. при растяжении в 3 раза; 3. при параллельном переносе вправо на 3 единицы?
3. Постройте график функции
.