Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 20: Построение графика функции y=mf(x) по графику функции y=f(x) при m>0
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Построение графика функции
по графику функции ![]()
1. Тема урока, введение
На этом уроке мы рассмотрим, каким образом, зная график функции
построить график функции
, где ![]()
2. Напоминание, пример
Вспомним, как из кривой
построить кривые
1. ![]()
2. ![]()
Ответ: Сдвигом кривой ![]()
На
единиц вдоль оси
;
На
единиц вдоль оси
.
Рассмотрим конкретные примеры:
Пример 1. Дан график функции
Необходимо получить графики функций
Решение:
Кривая
получается сдвигом кривой
на 1 вправо по оси x, кривая
сдвигом на 1 влево по оси x (Рис. 1).

Пример 2. Построить график функции
.
Решение:
Параболу
необходимо сдвинуть на 1 вправо по оси x и на 3 вверх по оси y (Рис. 2).

3. Построение графика функции
Рассмотрим, как из кривой
получить кривую
.
Дана кривая
Чтобы получить кривую
, необходимо каждую ординату умножить на 2. Точки пересечения кривой с осью ox остаются без изменения, т.к. их ординаты равны нулю (Рис. 3).

Применим полученное правило к конкретным кривым:
Пример 3. Дана кривая
Построить кривую
(Рис. 4).

В точке 2 значение функции было 4, стало 8.
Произошло растяжение кривой
от оси x в два раза.
Пример 4. Дана кривая
Построить кривую
(Рис. 5).

В точке
значение функции было равно 1, теперь станет равно 2.
Происходит растяжение исходной кривой в два раза от оси x.
Асимптоты останутся прежними.
4. Построение графика функции
Рассмотрим случай, когда ![]()
Пример 5. Дана кривая
необходимо построить кривую
(Рис. 6).

При
значение функции было равно 1, станет равным ![]()
Произошло сжатие кривой
к оси x в два раза.
Пример 6. Дана кривая
Построить график функции
(Рис. 7).

Точка
перейдет в точку
и т.д.
Искомый график получаем сжатием графика функции
в 2 раза к оси x.
5. Вывод, заключение
Мы рассмотрели, каким образом по графику функции
получить график функции
На следующем уроке мы рассмотрим ту же задачу при ![]()
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 352(б,в), 353(а,г), 357.