Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 22: Графическое решение уравнений, неравенств
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Графическое решение уравнений, неравенств
1. Тема урока, введение
Мы рассмотрели графики элементарных функций, в том числе графики степенных функций c разными показателями. Также мы рассмотрели правила сдвига и преобразований графиков функций. Все эти навыки необходимо применить, когда требуется графическоерешение уравнений или графическое решениенеравенств.
2. Решение уравнений и неравенств графическим способом
Пример 1. Графически решить уравнение: ![]()
Решение:
Построим графики функций
(Рис. 1).
Графиком функции
является парабола, проходящая через точки ![]()
График функции
– прямая, построим её по таблице.
|
|
0 |
|
|
|
3 |
0 |

Графики пересекаются в точке
Других точек пересечения нет, т.к. функция
монотонно возрастает, функция
монотонно убывает, а, значит, их точка пересечения является единственной.
Ответ: ![]()
Пример 2. Решить неравенство
a. ![]()
b. ![]()
Решение:
a. Чтобы выполнялось неравенство, график функции
должен располагаться над прямой
(Рис. 1). Это выполняется при ![]()
b. В этом случае, наоборот, парабола
должна находиться под прямой. Это выполняется при ![]()
Ответ:
a. ![]()
b. ![]()
Пример 3. Решить неравенство ![]()
Решение:
Построим графики функций
(Рис. 2).

Найдем корень уравнения
При
нет решений. При
существует одно решение
.
Чтобы выполнялось неравенство
гипербола
должна располагаться над прямой
Это выполняется при
.
Ответ: ![]()
Пример 4. Решить графически неравенство:
a. ![]()
b. ![]()
Решение.
Область определения: ![]()
Построим графики функций
для
(Рис. 3).

a. График функции
должен располагаться под графиком
это выполняется при ![]()
b. График функции
расположен над графиком
при
Но т.к. в условии имеем нестрогий знак, важно не потерять изолированный корень ![]()
Ответ:
a. ![]()
b. ![]()
3. Заключение
Мы рассмотрели графический метод решения уравнений и неравенств; рассмотрели конкретные примеры, при решении которых использовали такие свойства функций, как монотонность и четность.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 355, 356, 364.