Математика
Тема 10: Числовые функции. Профильный уровеньУрок 21: Построение графика функции y=mf(x) по графику функции y=f(x) при m<0
- Теория
Тема: Числовые функции
Урок: Построение графика функции
по графику функции
при ![]()
1. Тема урока, введение
На прошлом уроке мы рассмотрели соответствующую задачу для
Теперь рассмотрим, как построить график функции
по графику функции
при ![]()
2. Напоминание: построение графика функции
Вспомним известную задачу. Дан график функции
Построить график функции
(Рис. 1).

Точки пересечения с осью x остаются без изменения. Все ординаты умножаются на 2.
Если
происходит растяжение вдоль оси y от оси x.
Если
происходит сжатие вдоль оси y к оси x.
3. Построение графика функции
Рассмотрим случай, когда
. Дан график функции
Построить график функции
.
Точки
остаются без изменений. В точке
значение функции было равно
станет равным
Мы симметрично отображаем каждую точку графика относительно оси x (Рис. 2).

Для того, чтобы получить график функции
необходимо график
симметрично отобразить относительно оси x.
Пример 1. Дан график функции
Необходимо получить график функции
.
Решение.
Рис. 3.

Симметрично отображая кривую
относительно оси x,получаем кривую ![]()
4. Построение графика функции
Рассмотрим случай
.
Дана кривая
Построить кривую
.
План построения:
1. Построить кривую ![]()
2. Построить кривую
.
Растяжением в два раза вдоль оси y получаем кривую
Симметричным отображением относительно оси x получим кривую
(Рис. 4).

Сформулируем план построения графика функции
по графику
для любого ![]()
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Пример 2. Построить кривую ![]()
План построения:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Рис. 5.

Пример 3. Построить график функции ![]()
План построения:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Рис. 6, 7, 8.



Также полезно построить все три кривые в одних координатных осях (Рис. 9).

Пример 4. Построить график функции ![]()
План построения:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()
Рис. 10, 11, 12.


Построим все три кривые в одних осях (Рис. 13).

Пример 5. Построить график функции ![]()
План построения:
1. ![]()
2. ![]()
3. ![]()

5. Вывод, заключение
Мы научились получать график функции
при
На следующем уроке будет подробно рассмотрен графический метод решения уравнений и неравенств.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 352(а,г), 353(б,в), 358.