Математика
Тема 11: Прогрессии. Профильный уровеньУрок 5: Метод математической индукции
- Видео
- Тренажер
- Теория
Принцип домино
Существует такое понятие, как принцип домино. Представьте, что рядом стоят несколько косточек, мы толкаем одну из них, она, падая, толкает вторую, та – третью и т. д. (см. рис. 1). Существуют даже специальные турниры по падающему домино – команды часами собирают конструкции из домино с тем, чтобы насладиться их красивым падением.
Для того чтобы сработала такая цепная реакция, необходимо:
1. уронить первую косточку домино;
2. расставить косточки так, чтобы падение предыдущей косточки влекло за собой падение следующей.
Похожий принцип лежит в основе важного метода, который используют в математике. Этот метод называется математической индукцией. Метод математической индукции является важным способом доказательства утверждений при любом натуральном значении переменной.
Рассмотрим, в чем состоит данный метод, разобрав конкретный пример.
Задача 1
Докажите, что сумма натуральных чисел от 1 до равна .
Доказать: .
Доказательство
Согласно методу индукции, во-первых, необходимо доказать базу индукции, то есть проверить выполнение данного в условии утверждения для первого значения .
База:
Так как в левой части утверждения записана сумма всех натуральных чисел от 1 до , то число отражает число слагаемых в левой части. Следовательно, докажем:
Таким образом, база доказана.
Далее необходимо доказать индукционный переход. Предположим, что данное в условии утверждение уже доказано для , то есть нам известно, что:
Требуется доказать, что данное в условии утверждение верно для , то есть доказать:
Сумму чисел можно представить как . По нашему предположению сумма чисел от одного до равна , следовательно:
Получаем:
- истинное утверждение
Мы доказали, что если утверждение верно для , то оно верно и для . При этом может быть любым числом.
Таким образом, согласно методу математической индукции исходное равенство справедливо для любого натурального .
Суть метода математической индукции на примере задачи 1
Согласно базе утверждение верно при . Доказано, что утверждение верно также и для , если оно верно для .
Таким образом: если утверждение верно при (), то оно верно и при (); если утверждение верно при , то оно верно и при (, а в этом случае ); если утверждение верно при , то оно верно и при (, а в этом случае ) и т. д. В итоге мы доказали, что утверждение верно для любого натурального n.
Метод математической индукции состоит в следующем
Какое-либо утверждение, зависящее от натурального числа , справедливо для любого натурального если:
1. утверждение является истинным при ;
2. утверждение остается истинным, если увеличить на единицу.
Задача 2
Докажите, что выражение делится на 5 для любого натурального .
Доказать:
Доказательство
1. База индукции:
Проверяем данное утверждение для :
– верно, следовательно, база доказана.
2. Индукционный переход:
Предположим, что для выражение делится на 5:
Необходимо доказать, что при выражение делится на 5, то есть докажем, что:
можно представить в виде:
Рассмотрим выражение . Согласно предположению () делится на 5, следовательно:
Так как разница в 5 не влияет на делимость на 5, то к выражению () можно прибавить 5 и новое выражение также будет делиться на 5:
– индукционный переход доказан.
3. Мы доказали, что если утверждение верно для , то оно верно и для . Следовательно: если при утверждение верно, то оно верно и для ; если при утверждение верно, то оно верно и для ; если при утверждение верно, то оно верно и для и т. д. Поэтому утверждение верно для любого натурального . Что и требовалось доказать.
Принцип математической индукции
Представьте себе робота, который умеет делать две вещи: подходить к лестнице и забираться на одну ступеньку вверх (причем неважно, на какой ступеньке он до этого находился). Может ли этот робот забраться с первого этажа на второй? Конечно. Для этого ему надо подойти к лестнице, а затем применить вторую операцию – забраться на ступеньку. Потом снова применить вторую операцию – подъем на ступеньку. И так применять второе действие столько раз, сколько есть ступенек. При этом если роботу дать команду: поднимись на второй этаж, он не поймет, так как умеет выполнять только две операции – подходить к лестнице и забираться на одну ступеньку.
Так же работает метод математической индукции. База индукции – это подход к лестнице (утверждение для ). Переход индукции – это подъем на одну ступеньку вверх (робот не уточняет, каким образом он оказался на очередной ступеньке, а просто делает действие, переходя с предыдущей ступеньки на следующую). То есть, если мы доказали утверждение для , то оно верно для и т. д.
Список литературы
1. Виленкин Н.Я., Сурвило Г.С. Алгебра 9 кл. С углубленным изучением математики. – М.: Просвещение, 2006.
2. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков, К.И. Алгебра для 9 класса с углубл. изуч. математики. – М.: Мнемозина, 2003.
3. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г Дополнительные главы к школьному учебнику алгебры 9 класса. – М.: Просвещение, 2002.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
1. Интернет-сайт studyport.ru (Источник)
2. Интернет-сайт «Математика для школы» (Источник)
3. Интернет-сайт «Вся элементарная математика» (Источник)
4. Интернет-сайт YouTube (Источник)
Домашнее задание
1. Упражнения 13, 16, 18 (§2 стр. 244–245) Виленкин Н. Я., Сурвило Г. С. Алгебра 9 кл. (Источник)
2. Доказать, что для всех натуральных справедливо равенство
3. Доказать, что сумма кубов трех последовательных натуральных чисел делится на 9.