Математика
Тема 8: Рациональные неравенства и их системы. Профильный уровеньУрок 6: Основные понятия, решение систем линейных неравенств
- Теория
Тема: Рациональные неравенства и их системы
Урок: Основные понятия, решение систем линейных неравенств
1. Тема урока, введение
До сих пор мы решали отдельные неравенства и применяли к ним метод интервалов, это могли быть и линейные неравенства, и квадратные и рациональные. Теперь перейдем к решению систем неравенств – сначала линейных систем. Посмотрим на примере, откуда берется необходимость рассматривать системы неравенств.
2. Знакомство с графическим решением системы на примере
Найти область определения функции ![]()
Найти область определения функции ![]()
Найти область определения функции ![]()
Функция существует, когда существуют оба квадратних корня, т.е.
Как решать такую систему? Необходимо найти все x, удовлетворяющие и первому и второму неравенству.
Изобразим на оси ox множество решений первого и второго неравенства.

Промежуток пересечения двух лучей и есть наше решение.
Ответ: ![]()
Такой метод изображения решения системы неравенств иногда называют методом крыш.
Решением системы является пересечение двух множеств.
Изобразим это графически. Имеем множество А произвольной природы и множество В произвольной природы, которые пересекаются.
3. Определение пересечения множеств
Определение: Пересечением двух множеств А и В называется такое третье множество, которое состоит из всех элементов, входящих и в А и в В.

Рассмотрим на конкретных примерах решения линейных систем неравенств, как находить пересечения множеств решений отдельных неравенств, входящих в систему.
4. Решение типовых стандартных задач
Решить систему неравенств:
1. ![]()
![]()
Ответ: ![]()
2. ![]()

![]()
Ответ: (7; 10].
3. ![]()

![]()
Ответ: ![]()
4. Решить систему ![]()
Откуда может взяться второе неравенство системы? Например, из неравенства ![]()
Графически обозначим решения каждого неравенства и найдем промежуток их пересечения.

![]()
Ответ: ![]()
Таким образом, если мы имеем систему, в которой одно из неравенств удовлетворяет любому значению x, то его можно исключить.
5. Решение задач
5. ![]()

Ответ:
система противоречива.
6. ![]()

Ответ: ![]()
Мы рассмотрели типовые опорные задачи, к которым сводится решение любой линейной системы неравенств.
Рассмотрим следующую систему.
7. ![]()

Ответ: ![]()
Иногда линейная система задается двойным неравенством, рассмотрим такой случай.
8. ![]()
Ответ: ![]()
6. Заключение
Мы рассмотрели системы линейных неравенств, поняли, откуда они появляются, рассмотрели типовые системы, к которым сводятся все линейные системы, и решили некоторые из них.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Портал Естественных Наук (Источник).
2. Электронный учебно-методический комплекс для подготовки 10-11 классов к вступительным экзаменам по информатике, математике, русскому языку (Источник).
3. Виртуальный репетитор (Источник).
4. Центр образования «Технология обучения» (Источник).
5. Раздел College.ru по математике (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. №№ 53; 54; 56; 57.
