Математика
Тема 9: Системы уравнений. Профильный уровеньУрок 6: Метод введения новых переменных
- Видео
- Тренажер
- Теория
Тема: Системы уравнений
Урок: Метод введения новых переменных
1. Тема урока, введение
На предыдущих уроках для решения систем уравнений применялись графический метод, метод подстановки и метод алгебраического сложения. Сейчас будет рассмотрен метод введения новых переменных.
2. Пример на введение новых переменных
Введение новых переменных позволяет упростить исходную систему. Рассмотрим в качестве примера систему, которая предлагалась на вступительном экзамене в 1979 г. в МГУ на механико-математический факультет.
Пример 1. Решить систему
Решение.
Полезно ввести новые переменные
Довольно сложная исходная система свелась к более простой. Это система двух линейных уравнений относительно a и b. Решим ее методом алгебраического сложения, вычтем из первого уравнения второе.
Мы ввели новые переменные и решили систему относительно этих переменных. Возвращаемся к старым переменным.
Мы получили вторую систему двух линейных уравнений относительно x и y.
Решим систему методом подстановки.
Ответ:
3. Основные сведения о квадратных уравнениях
Часто при замене переменных мы получаем квадратное уравнение. Напомним основные сведения о них:
Квадратное уравнение в общем виде:
Формула корней квадратного уравнения через дискриминант:
Если b – четное число, имеем формулу:
Напомним теорему Виета: Если корни квадратного уравнения , то
Верно и обратное: Если числа удовлетворяют системе , то они являются корнями квадратного уравнения .
Напомним прием, который позволяет упростить нахождение корней квадратного уравнения. Умножим квадратное уравнение на Получим
Получили новое уравнение относительно новой переменной
Мы получили приведенное квадратное уравнение с целыми коэффициентами (если они были целыми в исходном уравнении).
4. Примеры приведенных квадратных уравнений с заменой переменных
Пример 2. Решить уравнение
Решение:
;
Это приведенное уравнение, коэффициенты – целые числа.
По теореме Виета
Ответ:
Пример 3. Решить уравнение
Решение:
Получили приведенное квадратное уравнение относительно z.
По теореме Виета
Ответ:
Мы рассмотрели еще один прием, который позволяет упростить нахождение корней квадратного уравнения.
5. Решение систем уравнений
После сделанных напоминаний для квадратных уравнений решим систему:
Пример 4. Решить систему
Решение: Произведем замену:
Вернемся к исходной системе:
Ответ:
Пример 5. Решить систему:
Решение:
Введем новую переменную: Получаем квадратное уравнение относительно новой переменной.
Исходная система свелась к совокупности двух систем:
Каждую систему решаем методом подстановки.
1.
2.
Находим y при известных x.
Ответ:
6. Пример симметрической системы
Следующая система – симметрическая. Симметрической называется такая система, которая не изменится, если переменные поменять местами.
Решение: Произведем замену
Получаем систему:
Мы ввели новые переменные, и нашли их.
Вернемся к старым переменным. Получаем две системы:
1.
2.
нет решений.
Ответ:
Заметим, что решением симметрической системы являются симметричные пары чисел.
7. Заключение
Мы рассмотрели метод введения новых переменных. На следующем уроке рассмотрим системы повышенной сложности.
Список рекомендованной литературы
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Учеб. Для общеобразоват. Учреждений.- 4-е изд. – М.: Мнемозина, 2002.-192 с.: ил.
2. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М.: Мнемозина, 2002.-143 с.: ил.
3. Макарычев Ю. Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для учащихся общеобразоват. учреждений / Ю. Н. Макарычев, Н. Г. Миндюк, К. И. Нешков, И. Е. Феоктистов. — 7-е изд., испр. и доп. — М.: Мнемозина, 2008.
4. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. Алгебра. 9 класс. 16-е изд. - М., 2011. - 287 с.
5. Мордкович А. Г. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 1. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, П. В. Семенов. — 12-е изд., стер. — М.: 2010. — 224 с.: ил.
6. Алгебра. 9 класс. В 2 ч. Ч. 2. Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Л. А. Александрова, Т. Н. Мишустина и др.; Под ред. А. Г. Мордковича. — 12-е изд., испр. — М.: 2010.-223 с.: ил.
Рекомендованные ссылки на интернет-ресурсы
1. Раздел College.ru по математике (Источник).
2. Интернет-проект «Задачи» (Источник).
3. Образовательный портал «РЕШУ ЕГЭ» (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
1. Мордкович А.Г. и др. Алгебра 9 кл.: Задачник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Мордкович, Т. Н. Мишустина и др. — 4-е изд. — М. : Мнемозина, 2002.-143 с.: ил. № 128, 129.