Математика
Тема 15: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Профильный уровеньУрок 5: Решение треугольников (продолжение)
- Видео
- Тренажер
- Теория
Суть типовых задач для решения треугольника
Вспомним, что каждый треугольник имеет 6 основных элементов (3 стороны и 3 угла). Любая тройка этих элементов полностью задаёт треугольник, если она включает хотя бы один линейный элемент. Суть типовых задач заключается в том, что задана тройка элементов, нужно найти остальные элементы. Используются теоремы синусов и косинусов.
Задача 1 с использованием теоремы косинусов
Дано: треугольник АВС, АВ = с = 3м, АС = b = 6м, (рис. 1)
Найти: а = ВС, β, γ
Решение:
Треугольник задан двумя сторонами и углом между ними, следовательно, он задан полностью. Можем найти его любой элемент.
По теореме косинусов найдём сторону a:
м
По теореме косинусов находим угол β:
Следовательно, . Выяснили, что треугольник прямоугольный. Угол прямой, угол , поэтому .
Ответ:а = м, , .
Задача 2 с использованием теоремы синусов
Дано: треугольник АВС, , , AB = c = 14 (рис. 2)
Найти: , СВ = а, АС = b
Решение:
Найдём угол γ:
По теореме синусов:
Найдём сторону b:
Аналогично находим сторону а, при этом учтём, что .
Ответ: γ = 80, а = , b =
Найдены точные значения, если нужно найти приближённые значения, то по таблицам находим и , и синусы углов. Можно упростить выражение для b, зная, что .
Задача 3 с использованием теоремы косинусов
Дано: треугольник АВС, a = 15, b = 18, c = 25 (рис. 3)
Найти: углы α, β, γ (приближённо)
Решение:
Углы α и β найдём по теореме косинусов.
Найдём угол γ.
Ответ: , ,
Вычислительные задачи по теме урока
В следующей задаче треугольник является частью прямоугольника, то есть для решения используются свойства и прямоугольника, и треугольника.
Задача 4
Дано: прямоугольник ABCD, , (рис. 4)
Найти: площадь прямоугольника ABCD ()
Решение:
В прямоугольнике диагонали равны и точкой пересечения делятся пополам, следовательно, . Диагонали прямоугольника рассекают его на 4 равновеликих треугольника:
Докажем это.
, так как треугольники AOB и COD равны.
, так как треугольники AOD и BOC равны.
Если , тогда
Учтём, что
Следовательно, .
Аналогично докажем, что
Следовательно,
Получили, что , следовательно, . Найдя площадь треугольника АОВ, найдём площадь прямоугольника.
Следовательно
Ответ:
Задача 5
Дано: треугольник АВС, , , (рис. 5)
Найти: (точно или приближённо)
Решение:
Мы знаем в треугольнике два угла, поэтому находим третий:
По теореме о смежных углах
Из треугольника ADC:
Следовательно
Углы все найдены. Угол тупой, поэтому основание D высоты находится на луче СВ за точкой В. Объясним этот факт.
Предположим обратное:
Точка D лежит на луче ВС (является внутренней точкой стороны ВС).
Рассмотрим треугольник ADB (рис.6). В нём, один угол прямой, следовательно, , такой треугольник не существует. Следовательно, точка D не может быть точкой луча CB.
На рисунке 5 видим 2 прямоугольных треугольника ADB и ADC. Катет у них один AD = 3, углы все известны.
Из треугольника ADC найдём гипотенузу b. Знаем, что катет, лежащий напротив угла 30, равен половине гипотенузы. Следовательно, .
Из треугольника ADB найдём гипотенузу АВ = с.
Найдём СВ = а по теореме синусов
Ответ: ВС = , АС = 6, АВ =
Подведение итогов урока
На данном уроке мы рассмотрели типовые задачи по теме «Решение треугольников».
Список литературы
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
- Погорелов А. В. Геометрия, уч. для 7–11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 1995.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Стороны треугольника – 5 м, 6 м, 7 м. Найдите косинусы углов треугольника.
- У треугольника две стороны равны 5 м и 6 м, а синус угла между ними равен 0,6. Найдите третью сторону.
- Найдите медианы треугольника в задаче 1.
- Объясните, как найти расстояние от точки А до недоступной точки, зная расстояние АС и углы и .