Математика
Тема 15: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Профильный уровеньУрок 6: Решение треугольников. Более сложная задача
- Видео
- Тренажер
- Теория
Рассмотрение причины двух решений в задачах ( на решение треугольников)
Рассмотрим задачу, в которой заданы две стороны треугольника и угол не между ними, в этом случае число решений зависит от конкретных числовых данных.
Число решений может быть два:
предположим, что . В треугольнике может быть угол или (рис. 1)
Задача 1 (решение треугольника для первого случая)
Дано: треугольник ABC, a = 6, b =8, (рис. 2)
Найти: углы , γ; сторону с
Решение:
Воспользуемся теоремой синусов
Видим, что , следовательно, угол β существует и существует два угла.
Рисунок 3 иллюстрирует наличие двух углов β.
Треугольник ABC (рис. 2) имеет определённый радиус описанной окружности.
По теореме синусов:
Рассмотрим два случая:
1. (рис. 4)
Тогда угол :
Следовательно, ,
Далее используем теорему синусов:
Для первого случая треугольник решён.
Ответ: β , ,
Задача 1 (решение треугольника для второго случая)
(рис. 2)
Тогда угол :
Следовательно, ,
Ответ: , ,
Геометрическая иллюстрация решения задачи 1
Задача решена, получены два ответа. Дадим геометрическую интерпретацию ответа.
1. В окружности радиусом R = 6 проведём хорду a = 6, получим две точки B и C, которые являются вершинами искомого треугольника (рис. 5). Этот треугольник вписан в окружность с центром в точке O.
2. Проведём окружность с центром в точке C и радиусом b = 8.
3. Радиус второй окружности – 8, он меньше, чем удвоенный радиус первой окружности. Значит, существуют две точки пересечения ( этих окружностей.
4. Вписанные в окружность углы с вершинами одинаковые. . , так как треугольник BOC правильный ().
5. Получили два треугольника . Это и есть искомые треугольники. В них: , , – все заданные значения.
6. В треугольниках найдены точные значения искомых величин:
- треугольник : , , ;
- треугольник , , .
Четвёртый признак равенства треугольников и его частный случай
Четвёртый признак равенства треугольников и его частный случай
Также можно сделать замечание: угол α = 30 явно не наибольший угол в заданном треугольнике ABC, а из четвёртого признака равенства треугольников знаем, что треугольники равны по двум сторонам и наибольшему углу (этот наибольший угол может находиться не между двумя сторонами). Отсюда частный случай четвёртого признака равенства треугольников: равенство прямоугольных треугольников по катету и гипотенузе (прямой угол наибольший, он не лежит между катетом и гипотенузой).
[00:17:09 Разветвление: опорные факты из задачи 1]
Из задачи 1 можно выделить важные опорные факты.
1. Теорема о вписанном угле имеет важное следствие:
вписанные углы, опирающиеся на одну и ту же дугу, равны между собой.
(рис. 6)
Это означает, что из любой точки дуги отрезок BC = а виден под одним и тем же углом (α). Существуют также другие точки, с которых данный отрезок виден под этим же углом. Это точки на дуге . Таким образом, объединение этих двух дуг (исключая концы отрезка BC) даёт геометрическое место всех точек, с которых данный отрезок виден под данным углом.
2. Отрезок BC = a и противолежащий угол задают семейство треугольников (). Эти треугольники часто не похожи друг на друга, но они имеют один и тот же элемент – радиус описанной окружности .
3. Также у семейства этих треугольников есть ещё один общий элемент – отрезок (рис. 7), где точка – основание высот, опущенных из вершины B и вершины C. Для того чтобы в этом убедиться, попробуйте решить самостоятельно задачу:
Задан остроугольный треугольник ABC (рис. 7). В нём сторона BC = a, , – высоты. Найти длину отрезка . (Указание: докажите подобие треугольников и ).
4. Укажем ещё несколько общих элементов для семейства треугольников :
- AH, где H – ортоцентр (рис. 7);
- – радиус окружности, описанной вокруг треугольника (рис. 8);
– радиус окружности, описанной вокруг треугольника (рис. 8);
– радиус окружности, описанной вокруг треугольника , где J – точка пересечения биссектрис треугольника ABC(рис. 8.1);
Данные опорные факты важны тем, что позволяют находить общие элементы у семейства треугольников, то есть решать более сложные задачи.
Завершение урока
На данном уроке мы решили более сложную задачу по теме «Решение треугольников» с использованием основных теорем синусов и косинусов и теоремы о площади треугольника.
Список литературы
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Фарков: А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
- Погорелов А. В. Геометрия 7–9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Учебник Погорелова А. В. (см. список рекомендованной литературы), стр. 179, задачи № 28, 29.
- Учебник Антанасяна Л. С. (см. список рекомендованной литературы), стр. 262, задача 1025.