Математика
Тема 15: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Профильный уровеньУрок 7: Измерительные работы
- Видео
- Тренажер
- Теория
Задача 1, определение высоты дерева с помощью дополнительного предмета
Рассмотрим задачу, которая позволит нам понять, откуда появилась необходимость таких терминов, как синус, косинус, тангенс, котангенс угла.
Задача 1
Найти высоту дерева, не залезая на него, и найти расстояние от наблюдателя до вершины дерева (рис. 1).
Наблюдатель может измерить расстояние до дерева (), измерить угол () и, не зная понятия синуса, косинуса, тангенса, может поставить искусственное дерево, высота которого известна. То есть имеем 2 подобных треугольника и (рис. 2).
Дано:, , , , (рис. 2)
Найти: ,
Решение:
Так как треугольники и подобные, то:
1.
Отношение зависит только от угла, его назвали тангенсом угла.
То есть величину x можно найти с помощью подобия и с помощью тригонометрии. Тригонометрический способ предпочтительнее, так как при измерении углов и тригонометрических функций точность, как правило, выше.
2.
Отношение назвали косинусом угла
Ответ: ,
В данной задаче мы ввели понятие тангенса и косинуса. Введём также понятия синуса:
, угол α – угол прямоугольного треугольника, следовательно,.
Повторение основных тригонометрических функций прямоугольного треугольника
Теперь для решения задачи нам не нужен вспомогательный элемент , а нужен угол и его функция. То есть функции угла важны для измерительных работ. Повторим эти функции.
Синусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение длины противолежащего этому углу катета к длине гипотенузы.
Косинусом острого угла в прямоугольном треугольнике называется отношение длины прилежащего к этому углу катета к длине гипотенузы.
( рис. 3)
Отсюда следует, что
То есть катет можно найти через гипотенузу. Так же катет можно найти через другой катет. Для этого вспомним определение тангенса и котангенса угла.
Тангенсом угла называется отношение противолежащего этому углу катета к прилежащему.
Котангенсом угла называется отношение прилежащего к этому углу катета к противолежащему.
(рис. 3)
Повторение теоремы косинусов и теоремы синусов
Отсюда следует, что
Для прямоугольного треугольника мы повторили основные определения и правила. Вспомним основные сведения, которые используются в измерительных работах, для произвольных треугольников.
Теорема синусов:
, где R – радиус описанной окружности (рис. 4)
Теорема косинусов:
Задача 2, определение высоты предмета
Измерить высоту дерева и расстояние до его вершины, если точка С (рис. 5) недоступна.
Мы можем измерить , угол и угол .
Дано: ,, , (рис. 5)
Найти: ,
Решение:
Решение следует из произвольного треугольника ABD и прямоугольного треугольника ABC.
Из треугольника ABD:
Угол найдём по теореме о внешнем угле (внешний угол равен сумме двух других не смежных с ним углов):
С помощью теоремы синусов получаем:
Из прямоугольного треугольника ABC с помощью теоремы синусов получаем:
Ответ: ,
Задача 3, определение расстояния до недоступной точки
Найти расстояние ACот пункта Aдо недоступного пункта C (рис. 6).
Решение:
Выбираем удобную точку B на местности, замеряем длину AB = c, , . Получаем треугольник ABC(рис. 7), в котором известна сторона и два прилежащих угла. В этом треугольнике можно найти любой элемент.
Найдём ACс помощью теоремы синусов:
Так как
,
то
Ответ:
Задача 4, определение высоты башни с помощью тангенса известных углов
Наблюдатель находится на расстоянии 50 м от башни, высоту которой он хочет определить. Основание башни он видит под углом 2° к горизонту, а вершину под углом 45°. Какова высота башни?
На рисунке 8 к задаче видим, что ABрост наблюдателя, DC = x – искомая высота башни, BH = AC = 50 (по условию задачи расстояние от наблюдателя до башни), , .
Решение:
Для решения рассмотрим два прямоугольных треугольника:
1. Треугольник CBH. В нём , катет BH = 50 м, следовательно, второй катет:
2. Треугольник BDH. В нём , следовательно, угол , поэтому треугольник равнобедренный. DH = BH = 50 м.
м
Ответ: высота башни м
Подведение итогов урока
Вывод
На данном уроке мы рассмотрели измерительные работы на местности. Убедились, что они сводятся к нахождению элементов треугольника.
Список литературы
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Фарков: А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
- Погорелов А. В. Геометрия 7–9 кл. Учебник для общеобразовательных организаций – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- На горе находится башня, высота которой равна 100 м. Некоторый предмет A у подножья горы наблюдают сначала с вершины B башни под углом 60° к горизонту, а потом с её Cоснования под углом 30°. Найдите высоту h горы (рис. 9).
- Для определения ширины реки отметили два пункта A и B на берегу реки на расстоянии 70 м друг от друга и измерили углы CABи ABC, где C – дерево, стоящее на другом берегу у кромки воды. Оказалось, что , . Найдите ширину реки (рис. 10).