Математика
Тема 15: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Профильный уровеньУрок 15: Решение задач по теме раздела. Продолжение 2
- Теория
Тема: Соотношения между сторонами и углами треугольника. Раздел 3. Скалярное произведение векторов
Урок: Решение задач по теме раздела. Продолжение 2
1. Тема урока, введение
Тема урока: «Решение задач по теме раздела. Продолжение 2». Здесь мы кратко повторим теорию и решим задачи на скалярное произведение векторов. В число задач включены доказательства некоторых известных теорем с помощью векторов.
2. Напоминание основных формул, связанных со скалярным произведением векторов

Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам
и
.
![]()
пара чисел x, y – единственна.
![]()
![]()
и по правилу параллелограмма
Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам можно использовать в решении задач следующим образом:
1. выбрать удобную пару неколлинеарных векторов
и
;
2. выразить через них искомые (или иные промежуточные) векторы;
3. использовать формулы и получить ответ.
Основные формулы:
![]()
![]()
![]()
![]()
Основные формулы в координатах.
![]()
![]()
;
![]()
![]()
3. Решение задач на скалярное произведение векторов
Задача 1. Доказать, что диагонали ромба перпендикулярны.

Дано: ABCD – ромб.
Доказать: ![]()
Доказательство:
Пусть ![]()
тогда ![]()
Умножим скалярно эти равенства:
![]()
и ![]()
Задача 2. В ![]()
Найти длину медианы AM.
Решение:

1. Пусть
, тогда
![]()
![]()
2. ![]()
![]()
Ответ: ![]()
Задача 3. Доказать, что в параллелограмме сумма квадратов диагоналей равна сумме квадратов всех его сторон.

Дано: ABCD – параллелограмм.
Доказать: ![]()
Доказательство:
Пусть
, тогда
![]()

![]()
Переходя к длинам отрезков
![]()
Задача 4. Доказать перпендикулярность векторов:
1.
и
;
2.
и
.
Доказательство.
![]()
1.
2.
Задача 5. При каком значении t перпендикулярны векторы:
1.
и
;
2.
и ![]()
Решение.
1.
Ответ: при ![]()
2.
Ответ: при ![]()
Задача 6. Дано: ![]()
Доказать: ABCD – прямоугольник.
Доказательство. Чтобы доказать, что ABCD – прямоугольник, нужно доказать, что ABCD – параллелограмм и
.

1.
ABCD – параллелограмм;
2.
ABCD – прямоугольник.
Задача 7.
Дано: ![]()
Найти: Значение x, при котором векторы
и
перпендикулярны.
Решение:
1. ![]()
![]()
2.
![]()
![]()
![]()
![]()
![]()
Ответ: ![]()
4. Заключение
Итак, мы повторили теорию и решили серию задач на скалярное произведение векторов. На следующем уроке мы рассмотрим правильные многоугольники.
Список литературы
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Фарков А. В. Тесты по геометрии: 9 класс. К учебнику Л. С. Атанасяна и др. – М.: Экзамен, 2010.
- Погорелов А. В. Геометрия. Уч. для 7–11 кл. общеобр. учрежд. – М.: Просвещение, 1995.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
Домашнее задание
- Атанасян Л. С. и др. Геометрия 7–9 классы. №№1052, 1053, 1069.