ОГЭ Русский язык

Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текста

Урок 9: Структура сочинения

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Структура сочинения

На экзамене вам будет предложено написать одно из трёх сочинений (15.1, 15.2, и 15.3.) Наша задача – разобраться с тем, какие общие черты у вариантов этого задания и какие существуют между ними различия.

Вне зависимости от того, какое сочинение из трёх вы решите писать на экзамене, требования к сочинению будут общими:

  1. В сочинении необходимо привести два аргумента из прочитанного текста
  2. Приводя примеры, применить цитирование или указать номера предложений, так вы показываете экзаменатору, что умеете анализировать текст и использовать его положения для обоснования своих собственных рассуждений.
  3. Избегать пересказа текста, так как ваш текст = ваши мысли по теме, которые должны подтверждаться высказываниями из текста, мы пишем сочинение-рассуждение!
  4. Объем сочинения должен быть не менее 70 слов!
  5. Сочинение следует писать разборчиво, чтобы ваш почерк мог понять и разобрать проверяющий эксперт.
  6. Следует соблюдать деление на абзацы – это позволит вам сохранить структуру и придерживаться композиции сочинения, последовательно излагать свои мысли.
  7. Ваши рассуждения должны быть логичны, а мысли связаны друг с другом.
  8. Текст должен быть написан по плану: должно быть обязательно начало, основная часть и вывод.

Сочинение должно быть написано строго по плану:

  1. Вступление
  2. Аргумент 1
  3. Аргумент 2
  4. Заключение

Если говорить о критериях оценки сочинения (содержательных), то и здесь есть общие требования:

  • К3 (2 балла) содержит требование к смысловой целостности работы, её речевой связности и последовательности изложения. Чтобы получить максимальный балл, вам следует чётко придерживаться плана сочинения (не нарушать деление на абзацы), не допускать логических ошибок, не нарушать последовательность изложения.
  • К4 (2 балла) будет проверять наличие композиционной стройности, завершённости и отсутствия в построении текста ошибок в сочинении.
  • Первые два критерия: К1 (2 балла) и К2 (3 балла) будут специфичны для той темы сочинения, которую вы выберете из трёх предложенных вариантов. Именно эти два критерия помогут нам разобраться в том, что же от нас будут ждать в содержании сочинений.

Теперь отметим различия сочинений 15.1., 15.2. и 15.3. Давайте разберёмся с формулировками каждого пункта задания и проанализируем их, попутно обращая внимание на содержание К1 и К2 к соответствующим заданиям.

Сочинение 15.1. – сочинение на лингвистическую тему

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания …

Пример формулировки: Напишите сочинение – рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского поэта С. Джонсона: «Язык – одежда мыслей».

В этом задании мы будем первым делом «переводить» высказывание автора на простой и понятный язык. Итак, какие вопросы-помощники мы можем задать себе, увидев сравнение языка с одеждой? Во-первых, мы обязательно зададим себе вопрос: а что такое язык? Задумаемся: а как же люди общались бы без языка? Как передать мысли другому человеку? Ответив на эти вопросы, мы выведем расшифровку этой фразы без труда.

Теперь, когда мы разобрались с формулировкой и знаем все требования, можно перейти к главному вопросу: как, собственно, писать сочинение? В этом нам поможет наш план и критерии проверки сочинений (К1 и К2).

В написании введения будем ориентироваться на К1: от нас требуется провести рассуждения на теоретическом уровне, избегая фактических ошибок, связанных с пониманием текста. Чтобы получить заветные два балла – пишем объяснение тезиса своими словами: Язык – это способ передачи мыслей человека, будь то язык жестов, эмоций или речевой язык. С помощью слов проще всего передать другому то, что ты думаешь.

Можем воспользоваться клише:

Известный (ученый/лингвист/филолог/писатель) ______________сказал(а): _________________________(цитата).

Я понимаю эту фразутак./Как я понимаю эту фразу? Попытаюсь раскрыть смысл высказывания. _____________________________________(смысл высказывания).

 

Обратите внимание, что цитата лингвиста записывается отдельно, а ваша трактовка – отдельно, потому что это разные мысли.

 

Далее – приведём аргументы (их будут оценивать по К2 - 3 балла), они должны быть обязательно связаны со вступлением и продолжать ту мысль, которую вы там начали развивать, т.к. вступление – это ваш тезис, вы должны его обосновать примерами из текста:

 

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся кпредложени(ю/ям) (номера). В них/нем ____

 

Кроме того, впредложени(и/ях) (номера)_____

Так каксочинение наше не должно быть однообразным, то в заключении основная идея вашего текста должна быть пересказана другими словами. Можно использовать клише:

Таким образом, утверждение (ФИО автора) справедливо. Действительно, ______________.

 

Сочинение 15.2. – анализ фрагмента текста.

 

15.2.Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл фрагмента текста: «…».

Принимая во внимание наш подробнейший анализ первого сочинения, отметим, что сочинение 15.2. требует от вас анализа и интерпретации текста в соответствии с тем, как вы его понимаете. Именно это и следует написать во введении:

Я понимаю смысл (данного фрагмента текста) так: ___________________________.

Далее акцентируем внимание на аргументах: приводим два подтверждения из текста, клише можем использовать те же, что и для 15.1. или, например, следующее:

Мою мысль подтверждают предложения _____________ (номера предложений). В них автор показывает, что _________________.

А в предложениях ___________ (номера предложений).

Обязательно подводим итог сказанному: После полного анализа текста можно сделать окончательный вывод о том, что __________________.

Сочинение 15.3. – формулировка понятия.

15.3. Как Вы понимаете значение выражения….

Этот тип сочинения оказывается очень часто самым простым в блоке тем на экзамене и его чаще остальных выбирают выпускники.

Во введении мы даём своё определение фразе, которая нам дана в задании, при этом оно должно быть похоже на словарное. После формулировки определения нам следует дать небольшой комментарий – несколько слов о термине и нашем отношении к нему.

15.3 Как Вы понимаете значение выражения ВНУТРЕННИЙ МИР ЧЕЛОВЕКА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое внутренний мир человека».

Формулируем определение: Внутренний мир человека – это отражение нравственных, этических и интеллектуальных свойств личности. Комментируем: Каждый человек уникален, и его внутренний мир зависит от характера, воспитания и иных личных качеств.

Далее даём два аргумента из текста (можем воспользоваться любым из представленных выше клише) и после делаем вывод о сказанном. Помним о том, что все рассуждения должны быть связаны с введением и вашим определением!