ОГЭ Русский язык

Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текста

Урок 10: Сочинение 9.3 (15.3)

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Сочинение

Сегодня мы поговорим более подробно о том, как же написать 1 абзац сочинения 9.3 (15.3) так, чтобы получить за него максимальные 2 балла, а также рассмотрим различные варианты аргументов из жизни. В конце занятия вам станет намного легче работать с этим видом сочинения.

Начнем с 1 абзаца. В критериях оценивания сказано, что мы должны не просто дать определение предложенному понятию, но и прокомментировать его. Давайте по порядку. Как можно дать определение? Несколькими способами:

  1. объяснение путем описания существенных признаков предмета (понятия): Совесть — это чувство ответственности человека за свое поведение;
  2. объяснение слова через однокоренные слова: Доброта — это стремление делать добро окружающим;
  3. объяснение путем перечисления слов-синонимов: Человечность — это внимательность, чуткость, гуманность;
  4. объяснение путем указания на типичные ситуации, в которых проявляется понятие: Человечность проявляется в стремлении помогать людям, не обижать их словом и делом, понимать и прощать чужие слабости.

Любой из этих способов подойдет для получения 1 балла на экзамене. Вы можете пользоваться тем, что вам больше приглянулся или лучше понятен. Хочу обратить ваше внимание на типичную логическую ошибку — «порочный круг», когда определяющее понятие представляет собой простое повторение того, что содержится в определяемом понятии: Красота человека (определяемое) — это красота внешняя и внутренняя (определяющее).

Но для максимального балла нам понадобится еще и комментарий. На наш взгляд, наиболее оптимальный путь — это размышление о значимости соответствующего понятия в жизни человека и общества. Например:

Я думаю, совесть — это одно из главных качеств человека, которое проявляется в том, что каждый из нас отвечает перед собой и окружающими за все свои поступки. (определение понятия) Конечно, порой возникает ощущение, что некоторые люди совершенно лишены совести. Однако я убеждена: даже самый черствый человек рано или поздно начинает стыдиться своих плохих поступков. Мне кажется, человеческое общество просто не могло бы существовать, если бы люди не руководствовались совестью. (комментарий)

Центральная часть сочинения — аргументация. Учащиеся могут использовать различные отсылки к тексту (это всегда первый аргумент): указание номеров предложений, аналитический пересказ, цитирование. Важно, чтобы приведенные аргументы подтверждали тезис. Также вторым аргументом может выступать пример из текста или ИЗ ЖИЗНИ. Что мы можем отнести к жизненным примерам?

  1. Реальные факты из жизни окружающих:

    Помню, как-то мама (отец бабушка, друг, знакомый и т. д.) рассказывали, как…

  2. Собственные наблюдения и выводы:

    Конечно, мой жизненный опыт пока очень небольшой, но тем не менее нечто подобное было и в моей жизни. ИЛИ

    Несмотря на мой довольно скромный жизненный опыт, я вспоминаю похожую ситуацию, когда я (мой друг, одноклассник, знакомый) …

  3. Традиционно- исторический опыт: Еще Петр 1 говорил, что...; Любой историк скажет вам, что...; Большинство врачей считают, что...;

    Как установлено японскими учеными... и т. п.

  4. Читательский опыт (художественная, научно-популярная, историческая литература): Примеров стремления «быть вполне хорошим» очень много в русской классической литературе. Вспомним героев романа «Война и мир» Льва Николаевича Толстого. Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова…Все они стремились стать лучше, добрее, чище…

  5. Киноопыт (художественное, документальное кино).

Для введения аргументов в сочинение используйте эти типовые конструкции:

  • Подтверждение моей мысли можно найти в тексте...
  • Для подтверждения сказанного обратимся к тексту.
  • В тексте можно найти пример, подтверждающий мою мысль.
  • Примеры проявления человечности (смелости и т.д.) мы встречаем не только в художественной литературе, но и в жизни.
  • Хочу также привести пример из собственного опыта.
  • Итак, можно сделать следующий вывод.
  • Приведенные примеры убедительно доказывают, что…