ОГЭ Русский язык
Тема 3: Сочинение. Изложение. Говорение. Анализ текстаУрок 12: Говорение и типы речи
- Видео
- Тренажер
- Теория
Говорение. Типы речи
Сегодня мы продолжим говорить об устном экзамене и остановимся на 3 задании, где вам необходимо выбрать одну из предложенных тем и подготовить монологическое высказывание на 2-3 минуты. Что важно учесть?
-
Перед тем как выбрать тему, изучите карточки-подсказки. Например, карточка может выглядеть так:
1 карточка
Тема 1. Путешествие. Опишите фотографию.
Не забудьте рассказать,
- где и как путешествуют люди, опишите их транспортное средство;
- что осматривают путешественники;
- как еще можно путешествовать по городу;
какое путешествие Вам запомнилось.
Что же карточка нам дает? Она помогает нам выбрать определенный тип речи для нашего высказывания: если мы выберем тему про путешествие, то нам важно будет сосредоточиться на внешних деталях, добавить яркие описания в монолог, чтобы у экзаменаторов в воображении могла возникнуть определенная картина. То есть мы бы выбрали тип речи – ОПИСАНИЕ.
-
Важно учесть речевую ситуацию и придумать не менее 10 развернутых предложений по теме высказывания. Тип речи нам подскажет композицию монолога и языковое оформление.
Тип речи
Цель высказывания
Композиция
Языковое оформление
ОПИСАНИЕ
Создать образ того или иного предмета или описать явление (перечисляем признаки).
Как фотография. Вместе с вами эксперт будто переводит взгляд с одной детали на другую, воспринимая полотно как единое целое, но выраженное словами.
Существительные, безличные глаголы (светало, темнеет), слова категории состояния (тепло, душно), быть + сущ., прил., числ. (Вид из окна был очень красивый), краткие прилагательные и причастия (человек был высок, статен и молод).
Как же будет выглядеть наш идеальный мини-рассказ в этом случае?
На этой фотографии мы видим туристов, путешествующих по большому мегаполису, который раскинулся на берегу широкой реки. Высокие металлические небоскребы стремятся в голубую высь. Перед людьми открывается красивая панорама города с противоположного берега. Они удобно одеты: в основном это спортивная одежда и обувь, специальные яркие шлемы на голове и темные очки - так им комфортнее передвигаться на сегвеях. Это такие электрические двухколесные самобалансирующиеся средства передвижения, которые внешне напоминают колесницу. На них большие расстояния можно преодолеть быстрее. По мере прогулки туристы успевают делать памятные фотографии. Я бы выбрал для городской экскурсии велосипед или самокат. А еще можно изучить город пешком – в этом есть своя прелесть. Например, так мы изучали летний Петербург. Его городские парки и набережные особенно прекрасны в это время года.
Не забудем и про другие типы речи. Вот так выглядит карточка ПОВЕСТВОВАНИЯ.
2 карточка
Тема 2. Расскажите об одном учебном дне в школе.
Не забудьте рассказать,
- как начинался этот день; что Вы обычно делаете. Придя в школу;
- как проходит учебный день: сколько у Вас обычно уроков, какие перемены;
- что Вы делаете на переменах, с кем встречаетесь;
как, по-Вашему, сделать обычный учебный день интереснее.
Особенности этого типа речи появляются по очереди.
Тип речи
Цель высказывания
Композиция
Языковое оформление
ПОВЕСТВОВАНИЕ
Рассказать о событии, факте действительности, отразить несколько эпизодов, событий, связанных между собой.
Сюжетный принцип: начало события (завязка), развитие, конец (развязка).
Глаголы активного действия одного времени и вида (динамика), специальные слова со значением времени (сначала, потом, затем, утром, вечером).
3 карточка
Тема 3. Компьютерные игры: хорошо или плохо?
В своем высказывании дайте ответы на следующие вопросы:
- Чем привлекают ребят компьютерные игры?
- Как увлечение играми может стать серьезной проблемой для учебы?
- Как Вы относитесь к играм?
- Какие игры можно считать полезными?
РАССУЖДЕНИЕ. Кстати, вы можете представить, что пишите устное сочинение, ведь структура монолога полностью совпадает с планом сочинения 15.3.
Тип речи
Цель высказывания
Композиция
Языковое оформление
РАССУЖДЕНИЕ.
Исследовать предмет или явление, рассмотреть причинно-следственные связи и передать размышления о них, оценить их, обосновать, доказать или опровергнуть ту или иную мысль.
Тезис
Доказательство
Вывод
Глаголы «думания»: рассмотрим, подумаем, разберемся…
Союзы: потому что, если…, то, наречия: поэтому, вот почему
Оценочная лексика: человек разоряет природу.
Модальные слова: нужно, необходимо
Вводные слова: во-первых, во-вторых…, значит, следовательно, кроме того, именно поэтому, приведем пример…
Риторические вопросы: как же нам относиться к тому, что …?
-
Конечно, важно не забывать про качество речи: старайтесь допускать как можно меньше грамматических, речевых и орфоэпических ошибок. Если вы ошиблись, то просто исправьтесь. Будьте готовы к тому, что экзаменатор может вас остановить и задать свои вопросы по данной теме. Это значит, что начинается 4 часть экзамена –диалог. Прежде чем дать ответ, подумайте немного. А если вы не расслышали вопрос, то попросите его повторить.