Робототехника
Тема 3: Что нужно знать, чтобы создавать роботов?Урок 1: Как математика используется в робототехнике?
- Видео
- Тренажер
- Теория
В этом модуле вы узнаете:
- какие специалисты точно нужны для создания роботов и как с ними работать;
- как выбирают, из чего сделать робота;
- почему без математики робот не сможет перемещаться;
- кто учит роботов «ходить» и «видеть».
Команда робототехников: основные участники
В первом модуле курса мы говорили о том, что робота вполне можно сделать самостоятельно, были бы подручные материалы и толика вдохновения. В разработке промышленных, военных и других сложных роботов этого недостаточно, здесь нужны квалифицированные инженеры разной специализации.
Конкретный состав команды зависит от задачи. В несложных проектах какой-то специалист может и не потребоваться; бывает и так, что один инженер выполняет две-три роли. Когда же речь идет о строительстве марсохода, команда нужна большая, и специалистов одного профиля может быть несколько.
В этом модуле мы поговорим о том, какие специалисты нужны в команде, которая строит современного гибридного робота.
Как называют специалиста |
Что он делает |
Инженер-мехатроник |
Подбирает размеры и конструкцию отдельных элементов робота, а также материалы, из которых должны быть изготовлены детали. |
Инженер-математик |
Выбирает математические модели, которые помогут роботу собирать информацию об окружающем мире, анализировать ее и действовать в соответствии с ней. |
Инженер-программист |
Создает алгоритмы, по которым робот взаимодействует с окружающей средой. |
Инженер-электроник |
Отвечает за подбор микроконтроллеров, плат, проводов, блоков питания и других электронных элементов. |
Теперь расскажем подробнее о каждом из этих инженеров.
Математики
Робот-пылесос, марсоход Curiosity и футуристичные микродроны, опыляющие растения вместо пчел, — всем им приходится исследовать новое пространство, будь то квартира, поля вокруг фермы или кратер чужой планеты. Такие роботы должны уметь самостоятельно изучать местность, создавать ее карты и выбирать оптимальные маршруты для перемещения.
Ведь что знает о вашей комнате робот-пылесос, который вы только что достали из коробки, зарядили и торжественно выпустили в мир, полный пыли, крошек, кошачьей шерсти и разнообразных опасностей — от ножки стола до озадаченных домашних животных? Почти ничего, кроме, может быть, данных о некотором ближайшем окружении. Здесь на помощь приходит математика, а точнее — графы. Не пугайтесь, вы уже видели их на схеме линий метро. Граф — это набор соединенных точек: благодаря линиям мы можем найти оптимальный путь между точками. С помощью графов навигатор в вашей машине умеет строить кратчайший маршрут.
Робот-пылесос, ловко уворачиваясь от кошки и ножек стола, тоже записывает данные о местности в виде графа: отдельные объекты становятся точками — вершинами графа, а переходы от одной точки к другой — ребрами. При этом ребро можно построить только тогда, когда переход из одной вершины в другую совершен (до этого момента робот «не знает» о существовании ребра). Так он и ползает деловито по ребрам между вершинами, пока не приберет всю квартиру. Информация о пройденных ребрах и вершинах остается в памяти, так что по второму кругу на одном месте убирать он не будет.