Русский язык
Тема 9: Дополнительно: фонетика, графика, орфографияУрок 5: Безударные гласные в корнях слов
- Видео
- Тренажер
- Теория
Учебное наблюдение
Выделим безударные о в корнях словах хлопки, аплодисменты.
Можете объяснить, почему в этих словах мы написали букву о?
Гласную в слове хлопки проверяем, подбирая проверочное слово так, чтобы данная гласная была под ударением: хлпки – хлпать.
В слове аплодисменты написание буквы о мы запоминаем. Это непроверяемая гласная. Если у вас возникают трудности с написанием непроверяемой безударной гласной, обращайтесь к орфографическому словарю. Чем чаще вы пользуетесь орфографическим словарем, тем лучше вы запомните написание так называемых словарных слов.
Следует запомнить
Рис. 1. Орфограмма «Безударная гласная в корне слова» (Источник)
Лингвистическая задача
Двум ученикам было предложено вставить пропущенную букву в слове опздать и подобрать к нему проверочное слово. Первый ученик предложил проверочное слово поздно и вставил букву о. Второй ученик утверждал, что следует вставить букву а, поскольку проверочное слово опаздывать.
опздать – пздно
опздать – опздывать
Кто же из них прав?
Чтобы правильно решить эту задачу, нужно знать правило. Запомните! Безударные гласные о – а в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на -ывать/-ивать!
Таким образом, прав был первый ученик: в слове опоздать пишем букву о, потому что проверочное слово по́здно.
Домашнее задание
Задание № 1
Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.
- Листы бумаги следует хорошо скр_пить. Перестаньте скр_петь дверьми!
- В деревне мы не нашли ни одного ст_рожила. Объект ст_рожила рота солдат.
- Он посв_тил фонариком. Автор посв_тил стихи родному городу.
- Девушка прим_ряла платье. Учительница прим_рила поссорившихся друзей.
- Перед приготовлением блинов нужно нак_лить сковородку. Мама попросила нак_лоть орехи.
Задание № 2
Распределите слова по колонкам в соответствии с буквами, которые вы вставили.
Апл_дировать, б_нзин, б_дон, в_нтиляция, в_стибюль, в_трина, вин_грет, гор_зонт, г_строном, гард_роб, д_легация, д_сциплина, к_литка, к_миссия, к_блук, к_лач, лот_рея, м_тель, об_яние, пласт_лин, пол_клиника, п_риод, провол_ка, т_бун, т_бурет, ф_нарь, ярм_рка.
а |
о |
е |
и |
|
|
|
|
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет