Русский язык

Тема 9: Дополнительно: фонетика, графика, орфография

Урок 6: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова

  • Видео
  • Тренажер
  • Теория
Заметили ошибку?

Учебное наблюдение

 

Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:

 

[шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.

 

Запоминаем правило

 

 

Гласные О, Ё после шипящих в корне слова

 

Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)

После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.

 

Учебное наблюдение

 

 

Он случайно ожг руку.

 

Он получил сильный ожг.

Злоумышленник поджг дом.

Злоумышленник совершил поджг дома.

Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?

Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:

ожг, поджг – глаголы; ожг, поджг – имена существительные.

 

Список литературы

  1. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2008.
  2. Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
  3. Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.

 

Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет

  1. Русская Литература XIX и XX века (Источник)
  2. Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ» (Источник)
  3. Образовательный сайт. Дополнительное задание (Источник)

 

Домашнее задание

Задание № 1

Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.

Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.

Задание № 2

Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.

 

Видеоурок: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова по предмету Русский язык за 5 класс.