Русский язык
Тема 9: Дополнительно: фонетика, графика, орфографияУрок 6: Буквы О, Ё после шипящих в корне слова
- Видео
- Тренажер
- Теория
Учебное наблюдение
Посмотрите на транскрипцию слов [шо́рах], [ шо́пат]. Как видите, и в первом, и во втором слове под ударением [о]. А теперь обратите внимание на написание этих слов:
[шо́рах] – шорох, [шо́пат] – шёпот. В слове шорох под ударением мы написали о, в слове шёпот также под ударением мы написали букву ё.
Запоминаем правило
Рис. 1. Гласные О, Ё после шипящих в корне слова (Источник)
После шипящих в корнях слов пишется буква ё, если можно подобрать однокоренное слово или другую форму того же слова с буквой е. Если мы не можем подобрать однокоренное слово или другую форму слова с буквой е, то после шипящих в корне слова пишется буква о. В заимствованных словах в корне после шипящих под ударением и без ударения пишется буква о: шоссе, жонглёр, шорты.
Учебное наблюдение
Он случайно ожг руку.
Он получил сильный ожг.
Злоумышленник поджг дом.
Злоумышленник совершил поджг дома.
Все слова в этих предложениях написаны правильно. Как же это объяснить? Подумайте: в первом и втором предложении выделено одно и то же слово? А в третьем и четвертом? Перед нами разные слова. Почему это разные слова?
Запомните: с буквой Ё пишется глагол, а существительное пишем с буквой О:
ожг, поджг – глаголы; ожг, поджг – имена существительные.
Список литературы
- Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2008.
- Русский язык. 5 кл.: под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. – М.: Дрофа, 2010.
- Русский язык. Практика. 5 кл.: под ред. А. Ю. Купаловой. – М.: Дрофа, 2012.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы Интернет
- Русская Литература XIX и XX века (Источник)
- Справочно-информационный портал «ГРАМОТА.РУ» (Источник)
- Образовательный сайт. Дополнительное задание (Источник)
Домашнее задание
Задание № 1
Подберите к данным словам другие формы или однокоренные слова с буквой е. Найдите слово, в котором допущена ошибка.
Чёрный, щёчка, пчёлка, расчёска, учёба, чёлка, шёл, щёлка, обжёра.
Задание № 2
Составьте 10 словосочетаний с заимствованными словами на изученную орфограмму.